Лагерь 2014

15 июня, воскресенье

Восьмой летний лагерь школы Остентум окончательно разрушил выстраданную годами установку «автобуса без нервотрепки не бывает». В прошлом году она уже покачнулась, но этот раз наглядно показал нам: на свете всё бывает, надо только суметь встретиться с чудесами. Несмотря на то, что транспорт в нашем городе магическому воздействию практически не поддается, автобус пришел вовремя, был чистым, удобным, с работающим микрофоном и с на редкость адекватным и вежливым водителем. Будем считать, что с чудом лагерь уже пересекся, и это хороший старт. Главное, чтобы нам и дальше было по пути.
Практически никто к автобусу не опоздал. Хотя, как доложила разведка, Никита Яншин сушил джинсы феном, но к 17.00 был на Парнасе как штык. Катя Галустова примчалась последней, но ее задержку на семь минут можно смело причислять к рекордам, если сравнивать с явкой на уроки в течение года.
Доехали мы быстро и относительно спокойно, без пробок на дороге и без беспредела в автобусе. Всего-то один раз Катя непонятно зачем почти лежала поперек прохода, да на заднем сидении ехала натурально конюшня. К Вадику в маске рыжего коня мы уже привыкли, но теперь у нас еще и лошадка есть, серенькая такая – Света Ефимова. Правда, в масках душно и всю дорогу они не протянули, но зато народ утешился тем, что из черного скотча, налепленного на лицо, можно соорудить усы и бороду. Из Кости Баранова получился заправский мушкетер, а из Вадика… ну… бородатый пришелец, наверное. Кто получился из Светы, я определить совсем затрудняюсь. Позже из достоверных источников стало известно, что на самом деле на неокрепшую психику наших детей произвела неизгладимое впечатление новая звезда Евровидения – бородатая Кончита. Так что черный скотч на физиономиях – это такой косплей. Вполне уместный в данном конкретном случае со стороны Светы, а вот у Вадика, скажем прямо, бюст подкачал.
В этом году в нашем лагере новый повар – Александра, мама Ани и Натана Шнайдеров. Натана накануне надо было забрать из предыдущего лагеря, и этот путь для Александры получился неожиданно тернистым. Так что повар наш был на месте на пять часов позже запланированного времени. Чудо, которому теоретически с нами по пути, попробовало вильнуть в сторону, но было удержано железной рукой Инны Курочкиной. Она завезла для лагеря продукты, опытным глазом оценила обстановку, и, подвинув все свои дела, взялась за приготовление нашего ужина. А потом уже и Александра приехала, и профессора подоспели, так что поели мы почти вовремя.
Замечательные рабочие базы Парус, которые расставляли для нас в комнатах мебель, перепутали на оставленном нами плане правую и левую стороны. В результате старшие мальчишки с энтузиазмом таскали кровати и тумбочки из комнаты в комнату и на первом, и на втором этажах. Всего одну кровать сломали – можно сказать, обошлось. Да и починили потом сами.
На ужине Яншин мне сообщил, что, во-первых, забыл дома зарядник от телефона, а во-вторых, цитирую: «что гораздо страшнее – мантию». За правильную расстановку акцентов и дипломатичную тонкость формулировок получил в свое распоряжение мантию из «потеряшек», что ж с ним поделаешь… Так что Фламменору штрафы не грозят.
Кстати, новенького молодого человека, Туркова Леонида, шляпа распределила на Фламменор.
Профессор Эйдан Грин достойно открыла сезон, заявив Марку Шевченко, что он обязан являться к ней за настоем трав «три раза в день после обеда, с чашкой». Нет, ну насчет чашки у молодого человека проблем, надеюсь, не возникнет, а вот три обеда в день…
Несмотря на то, что волынки у нас в лагере сейчас нет, народ потребовал церемонии открытия, и гимн школы исполнялся в обновленном составе: висл – профессор Эйдан Грин, а вместо волынки – Костя Баранов. И вполне себе неплохо у него получилось, громкость только у Кости и у волынки сильно разная, так что мы от души подпели. А как только закончили, Альта, Марк и Вадик (?) тут же спросили Костика: «А можно автограф, можно автограф?» — клип Фламменора о съемках «Крыльев» им покоя не дает.
На ночь глядя мы смотрели «Формулу любви» Марка Захарова. Из цитат больше всех прижилась «Тут всё от мене зависит». Ну, и «Амооор! И глазами так … !!!», разумеется. Это ж любимая тема интеллектуальных бесед и высоконаучных споров, без «глазами так … !!!» никак нельзя.
Спать легли вполне себе тихо, если не учитывать того, что старшие угомонились почти в час ночи, а на мальчишек пришлось раза два нашипеть. Но это мелочи. Зато, когда я попеняла Марку Пифо на то, что он сидит в постели, а не лежит, он тут же лег и даже извинился, чем поверг меня культурный шок. А потом я сообщила Вадику, что если он не знал, интеллигентные люди спят раздетыми, а не в футболке и рубашке. Но Вадик меня утешил, что он интеллигентный в нижней части, под одеялом. Я постеснялась проверить.
В целом же сегодня в лагере удивительное ощущение – как будто мы вернулись домой. Раньше в первый день ощущался некий стресс от погружения в новую среду, такое чувство, как от прыжка с обрыва: всё, летим! А сегодня – ничего подобного. Словно мы приехали в такой вот наш общий дом, который спокойно и надежно ждал нас весь год. Мы снова тут, снова вместе, и в этом нет совершенно ничего удивительного, а только радость и ощущение правильности происходящего.

16 июня, понедельник

С утра пораньше Вадик опять косплеит Кончиту, но на этот раз досадный недостаток исправлен. В дополнение к усам и бороде из черного скотча, появился впечатляющих размеров накладной бюст. И я смотрю на это представление и с меланхолическим ужасом думаю: а вдруг на базе отдыха есть люди, которые не смотрели в этом году конкурс Евровидения? Интересное у них должно сложиться представление о нашем лагере…
На перемене Инна Лысенко, стоя перед корпусом, говорит кому-то из мальчишек строгим таким тоном: «Вон профессор Терра на балконе, так что только свисни»! Нет, я конечно не зверь какой, но если мне свиснуть, то действительно может случиться страшное.
На уроке Трансфигурации старшего курса было предложено «посмотреть» объем своего восприятия относительно фонового информационного поля. Большинство ребят представило себе бескрайнее поле, со всех сторон уходящее за горизонт, а вокруг себя некий круг, область, в границах которого восприятие четко. Размеры этого круга получились в среднем метра три в радиусе. Очень наглядный ответ на поставленную задачу. Но не без сюрпризов, да. У двоих из группы получилась квадратная система восприятия – у Вадика, что я всегда, в принципе, подозревала, и внезапно у Ани Шнайдер. Ни в коем случае не хочу сказать, что это плохо, но нестандартно, этого не отнять.
С сегодняшнего дня начался курс «Заклинания», который из-за экономии места в таблицах расписания опасно обозначен как «Заклин». Но, вопреки ожиданиям, никаких заклиниваний во время уроков не случилось – и теорию слушали внимательно, и даже скороговорки говорили. А еще профессор Альта предложила Кате: предположим, тебя незнакомый молодой человек зовет куда-то, попробуй отказаться так, чтобы ситуация себя исчерпала. И Катя говорит, постаравшись настроиться соответственно: «Нет, у меня дела». А Данька Родзевич быстро, радостно и непоколебимо отвечает от имени того молодого человека: «Я с тобой!!!» Исчерпаешь с таким ситуацию, как же…
Некоторое количество юных магов отправились сегодня с профессором Эдвином на озеро. И там они ку-па-лись. Когда мы будем читать эту летопись, температура воздуха 16 июня 2014 года, боюсь, подзабудется, но сейчас меня пробивает лютый озноб при одной мысли о купании. Но не наших волшебных «моржей». Да еще и принесли с купания очередной перл. Варя Каменская, которой на вид никак не дать больше семи лет, а на самом деле ей аж целых девять, на озере требовала: «Не толкайте меня, я с детства не умею плавать»!!!
После обеда на втором этаже мальчики играли в какую-то настольную игру, видимо, очень интересную, потому что кричали они при этом ужасно громко. Прямо рядом с дверью в мою комнату. И мне оставалось только радоваться тому, что приблизительно треть игравших уже визжат басом.
Данька, Катя, Марина и Никита гуляли под дождем, и вернулись мокрые и счастливые, а еще принесли кучу совершенно замечательных фоток с двойной радугой и суровыми довольными мордашками. Кстати, собираясь на прогулку, Катя неосмотрительно решила переодеться в присутствии Никиты и Дани. Детство, оно же не кончается в один день. Вроде бы всё по-взрослому, и вдруг такие флешбэки вылезают, что просто диву даешься. Молодые люди находились в этот момент в комнате девочек, но висели в сети, и Катя понадеялась, что они от телефонов не отвлекутся. А они, конечно же, в самый нужный момент отвлеклись. Визжала вместо Кати Света, а мальчишки тут же отвернулись, резонно заметив, что надо было их предупредить, раз уж такое дело, они бы смотрели только в телефоны. Джентльмены, никто не спорит.
В какой-то момент ближе к вечеру из дальней комнаты второго этажа на весь коридор раздалось брошенное Данькой… слово. Очень, ну очень сомнительное слово. И оно имело нестандартный эффект: сработало как призывание. Я явилась и потребовала придержать коней. А Даня только плечами пожал – мелких-то на этаже нет, говорит. Это, конечно, расслабляет, но все-таки не хотелось бы, заходя на этаж, чувствовать себя как в быдлячьем кабаке, – отвечаю я. А то и правда будет впечатление, что мы интеллигентные только наполовину. Нижнюю. А что, — спрашивает Вадик, — вы понимаете значение этого слова? Нет, конечно, — отпираюсь я, — пришла спросить, что оно значит. «Самый мудрейший из людей» — утверждает Даня. Ага, так и запишем, и возьмем на вооружение.
На уроке Магии общения старший курс под руководством профессора Франки проводил ритуал настройки, и в этом ритуале была использована пярря. Это такой традиционный музыкально-шумовой инструмент, он встречается у большого количества народов мира, предназначен для контакта с воздушной средой. А потом была гроза, и хочется думать, что это совпадение. Хотя… В мире сейчас непростая обстановка, а ритуал был направлен на взаимное доверие и гармонизацию среды общения.
Наконец-то стараниями инициативной группы старшего курса выбрана тема клипов этого лагеря: безопасность. Наш Гоша Безопасности сначала в ужасе сбежал, но потом освоился с тем, что ему все-таки предстоит главная роль как минимум в клипе Фламменора. Наверное, утешился тем, что амплуа все-таки героическое, а не романтика, как мы его пугаем уже второй год. Собрание факультета мы провели прямо сегодня, знатно повеселились и заодно почти придумали клип.
Мой факультет, можно сказать, сам перевел Леню Туркова на старший курс, я не стала возражать. Старший так старший, раз они так считают. В конце концов, это они учатся, и это им должно быть друг с другом интересно.
Спать после просмотра «Мушкетеров» ложились довольно шумно. В восьмой комнате мальчишки сложили слово «сушки» с названием сегодняшнего фильма и жутко по этому поводу веселились. А старшим мальчикам я пригрозила, что устрою репрессии, если они не угомонятся, и в ответ услышала из темноты комнаты безмятежное: «Это ничего!» Ага, говорю, раз так, то еще один раз я к вам зайду на ваш гомон, и останетесь завтра без фильма. И тут Яншин вкрадчиво так обращается к Марку Пифо: «Марк, ты в следующий раз молчи, хорошо?»

17 июня, вторник

Подъем постепенно входит в обычное лагерное русло – в семь утра сегодня, кажется, мало кто вскочил.
Утром Света и Марина купались в озере, а потом вернулись за Катей, чтобы вместе идти в душ. Но разбудить ее оказалось непросто: она утверждала, что в данный момент находится на приеме у стоматолога, и требовала не отрывать ее от важного дела. Поднять-то пациентку подняли, но прерванный процесс все-таки сказался – зуб продолжал болеть.
На озере с девочками был профессор Эдвин, а в душ они отправились одни. И я, как всегда, волнуюсь за девчонок, хоть они меня и утешают, что запираются, и что на базе сейчас никого нет, а все же с сопровождением спокойнее…
На Трансфигурации было задание, которое я каждый год торжественно клянусь никогда больше не давать: рассказать о сенсорных пространствах вместо преподавателя. Вот спрашивается – зачем себе нервы портить? Но надежда умирает только после того, кто надеялся, и я опять печально послушала хаотичные обрывки теории и некоторое количество примеров. Буду надеяться дальше.
Детям была обещана внезапная проверка комнат на чистоту, и теперь младший курс время от времени наводит порядок и трепетно спрашивает, в котором часу придут проверять. Но время сдавать – это как-то совсем уж неспортивно. Чистоту же наводят не для оценки, если кто не понял.
Во время обеда профессор Франка с интересом наблюдала, как Костя Андреев доел суп и с пустой тарелкой отправился на улицу. Выйдя из дверей корпуса, он спросил себя вслух: «ой, куда это я?», развернулся и пошел обратно. Молодец. Зачет.
Какая-то хрюшка вывернула из мусорного пакета тарелку с недоеденным супом, и, хочется верить, даже не заметила этого. Убирать, ясное дело, пришлось дежурным – младшим мальчикам – на которых просто приятно посмотреть: делают все без выпендрежа и упреков в адрес нерях, спокойно и добросовестно.
Может быть, из-за вчерашнего ритуала с пяррей, а может просто чтобы нам служба мёдом не казалась, в первой половине дня были дождь, солнце, ветер и град(!). Незадолго до очередной резкой смены погоды профессор Франка как раз пошла в лес, пострелять из лука. Ну, вот была такая необходимость – пострелять. Из лука. Попала под град, потеряла одну стрелу, и после обеда с расстройства спит без просыпу. Но невзирая на все катаклизмы лагерь продолжает функционировать в обычном режиме.
Работники базы смиренно и даже без упрека сообщили нам, что наши мальчики ломали фонтан, и, несмотря на сделанные замечания, таки сломали. Что характерно, из дальнейшей беседы выяснилось, что ломал-то один мальчик, но точно наш, а отсюда уже обобщающий вывод: наши волшебники – хулиганы. Мне так не кажется, особенно в отношении старших. Они уже скорее склонны чинить, нежели ломать… А вот у кого из младших хватило ума подводить всех нас под монастырь, время обязательно покажет. Например, оказалось, что Натан просил у профессора Эдвина шланг «чтобы починить фонтан». Правда, в разговоре со мной он заявил, как и все остальные младшие мальчишки, что видел фонтан только исправным. Эх, милый, видел бы ты себя во время этой заявки… Никакой детектор не нужен. Но не будем суетиться и дадим ситуации проясниться самостоятельно.
На Заклинаниях у старшего курса профессор Альта рассказывала о стихотворных размерах и в какой-то момент, явно опираясь на собственный опыт, рекомендовала крепче «держать крышу». На что Никита сообщил, что у него крыша поехала еще на трехстопном амфибрахии. Но занятие все равно двинулось дальше – видимо, прямиком в фалесов гедекосилаб…
Марина завязала Косте на голове много-много хвостиков разноцветными резиночками. Его много-много раз сфотографировали для истории, но в целом фурора не случилось – видали мы такие фокусы уже неоднократно. Но вот Руслан, который в прежних лагерях почему-то с головы до ног накрашенных Яншина с Родзевичем не видел, очень удивился и спросил меня, что это у Кости с головой и кто это сделал. С плохо скрытым восторгом. А я вместо леденящих душу подробностей сказала, что вполне могу посоветовать, например, Инне Лысенко сделать такую же прическу Руслану. Он в ужасе убежал, а минут через десять приходит Инна и спрашивает: профессор Терра, Руслан сказал, что вы хотите мне что-то поручить. Серьезно?!
Костик по какой-то причине отказывался топать в душ, и Катя в качестве альтернативной меры обрызгала его своими духами. После этого карательного акта благоухали абсолютно все при нем присутствовавшие, по полностью правдивому и слегка усталому утверждению Вадика. И Катины реплики о том, что духи очень хорошие, ситуацию никак не спасали. Может, они и хорошие, но дозатор там какой-то не гуманный.
То ли по причине благоухания духами, то ли по каким другим соображениям, но Костик в душ все-таки пошел. Старшие мальчики отправились туда толпой, а первым ломился Яншин, который очень грозно спросил меня, открыто ли там. А когда услышал, что я не знаю, угрожал, что будет мыться в раковине. Я от страха чуть не выкинулась в окно.
Сегодня получился очень странный день, град в середине июня это еще что. Если судить по тому, как нас всех приглашали кушать, то нынче у нас было три обеда. Утром звали на обед, днем звали на обед, и вечером тоже, с завидным постоянством. У дежурных, видимо, где-то что-то заело.
И не только у них. Профессор Илена, например, объясняла сегодня Варе, что от ананасового сока хорошо худеешь. Для Вари это очень полезная информация, весит она эдак килограмм двадцать. Отличный совет, а ведь всего третий день лагеря. Что же дальше-то будет?

18 июня, среда

Вчера народ уснул вот прям в двенадцать, то есть небывало рано, но сегодня с утра все всё равно были сонные. А Никита еще и сочинял стихи. Видимо, на нем это как-то по-особенному сказалось, потому что в результате он стал еще суровее, чем накануне. У меня как раз на старшем курсе был первый урок, и я в конце концов потребовала, чтобы Яншин перестал меня строить. А то я чувствую себя козявкой, когда он говорит со мной таким строго-назидательным, осаживающим тоном. Что на завтрак манная каша, он мне утром сообщил так, словно я в этой каше собираюсь топиться. А он этого не одобряет.
Опять холодно, и всю ночь шел дождь. Профессор Эдвин утром купался в озере один. Ему-то что такая погода, он зимой без куртки ходит, а остальные сегодняшним прекрасным утром сочли за лучшее купание пропустить.
Младший курс на Трансфигурации писал перьями сочинение по картинкам калейдоскопа, и когда я посмотрела на перо, которым Варя таки исписала целый лист, я поняла, кто у нас самый крутой волшебник. Перо не просто не заточено, оно срезано перпендикулярно линии роста, то есть это такая трубочка, как для коктейля, только оперенная. Но Варя все равно умудрилась написать им неслабое по объему сочинение. Я испытываю по этому поводу противоречивые чувства: искреннее восхищение и слабое недоумение. У нас в лагере около сорока перьев, и это ж надо было выбрать единственное вот такое… Или это она его так в творческом процессе уходила?
А в целом сочинение написали прекрасно, хотя задание трудное. Всего лишь отталкиваясь от картинок калейдоскопа, написать ассоциирующийся с ними рассказ. И ведь написали! Все, кроме Кости Андреева, рациональное начало которого страдает без четких инструкций и не дает положиться на фантазию.
Чем-то меня зацепила фраза из финала сочинения Саши Гонтаренко: «После этого был праздник в честь разморожения мира». Наверное, это бушует вечное стремление переносить хеппиэнд в реальность. А вот при знакомстве с работой Инны Лысенко доверчивый проверяющий рискует познать мир с неожиданной стороны, если представляет себе повествование в картинках. Судите сами: «Лицо пахаря вытянулось от испуга и удивления над полем»… Мне, считай, повезло, что пахарь представился симпатичный, и все равно зрелище было не для слабонервных.
За лучшее сочинение на курсе обещан приз – дорогущий калейдоскоп ручной работы, но я не могу выбрать между двумя работами: Руслана Петрова и Кости Золотухина. Обе, на мой взгляд, так хороши, что придется прочитать их всем и провести голосование.
Даня Родзевич сегодня признался, что у него в роду были гномы. О да, по его почти двухметровому росту это хорошо видно. А профессор Илена, его мама, сказала: «Это не у него в роду были гномы, а у меня»! Из такой откровенной реплики можно сделать сразу два важных вывода: первый – Даню нашли в капусте; и второй – профессору Илене в этом лагере кухня дается не запросто, особенно учитывая, что воспитательскую нагрузку никто не отменял.
Да еще дети постоянно хотят есть, особенно старшие, а младшие за компанию не отстают. Хотя в завтрак, обед и ужин все получают столько добавки, сколько им хочется. Между вечерними уроками бедные детки жалостно попросили бутербродов, и чуть не съели вместе с ними руки. Кроме шуток, это не творческое преувеличение – действительно казалось, что пальцы вот-вот будут откушены. Страшное зрелище. А Ася, когда зазвенел звонок, попыталась всей ладошкой недоеденную половину бутерброда запихать в рот. Придется ввести еще и полдник. Так и вспоминается кот Матроскин: опя-ять расходы непрдвиденные…
На уроке Магической динамики Ариане попали мячом по носу. Отделалась испугом и небольшим синяком – повезло. Как объяснила Инна, это потому, что мяч сначала попал по голове ей, потом Асе, потом Маше, а уж потом срикошетил в Ариану. Ничего особенного, конечно. Такие кровожадные мячи – рядовое явление в дружном детском коллективе. Но мне все-таки интересно, кто ж такой миролюбивый его запустил. И куда. Позже выяснилось, что это был Саша Гонтаренко, а кидал он в кольцо. Упс…
Никита невинно спрашивал, где в нашем корпусе ход на чердак. Нашел, у кого спросить – у меня. Я, естественно, тут же ответила ему (который вечно как кошка лезет на деревья, лестницы и крыши) что здесь вообще нет чердака. И крыши тоже нет, только видимость.
С Магии Общения ни старший, ни младший курсы было не прогнать. Еще во время учебного года дети объяснили нам, что городские тиры им не интересны, это ерунда. По-настоящему они в лагере на Магии Общения стреляют. Вот так.
Ася Баранова пришла на урок очень легко одетая и скоро замерзла. Но поскольку она была фолдер-капитаном, она отказалась уйти одеваться, чтобы не подвести всех, и стойко подавала стрелы холодными лапками. Саша отдала Асе свою жилетку и замерзла сама, но на качество стрельбы это не повлияло. На качество Сашиной стрельбы, похоже, вообще ничего повлиять не может.
Одно на Магии Общения было плохо: разбуянилась Варя Каменская. И все, кого она доставала, в меру своих возможностей пытались ее утихомирить, но безрезультатно.
И все равно профессор Франка после двух уроков подряд вернулась в корпус хоть и едва живая, но в восторге от энтузиазма детей, попаданий в шары, от успехов Саши Федоровой и Марка Пифо, а заодно от того что две стрелы не пережили сегодняшних стрельбищ, но один наконечник все же удалось спасти.
После ужина можно было бы сказать, что наступило затишье, если бы мальчишки не сели опять играть в «Манчкин». Крик стоит ужасный, но в остальном все спокойно. Профессор Франка с Данькой и Костей Барановым уехали в Лосево встречать профессора Эдер Нихеля, а заодно в магазин, покупать продукты для полдников.
За ужином я делилась впечатлениями от проверки сочинений в общем, и от лица пахаря над полем в частности, а Инна решила, что я смеюсь над ее сочинением, и расстроилась. И напрасно. Сочинение хорошее, а что мы все вместе над моим рассказом веселились, так стоит трезво взвесить, что нам было смешнее: обычная смысловая ошибка в тексте или нестандартная реакция тех, у кого визуальный экран такой яркий, как у нас.
Несмотря на то, что старшие сегодня на ночь глядя смотрели довольно буйную комедию, уснули они очень быстро, особенно мальчики. Может, им такие хохмы вместо валерьянки использовать если что?

Приложение:

Петров Руслан, Ульвиссен
Легенда о великой калейдоскопной войне
Случилось это очень-очень давно в далекой сказочной стране. Страна эта была очень светлой и доброй. В то время правил этой страной веселый и беспечный король, который не заботился о безопасности своих подданных, а только веселился и устраивал всевозможные пирушки, тратя на них все свои деньги.
Но однажды, соседний король (который был полной противоположностью этого короля) разозлился на своего соседа, за то, что в его королевстве все веселятся, а у него все живут в страхе и невзгодах, и решил начать войну. И вот когда беспечный король устроил очередной праздник, то злобный король ввел к нему свои войска.
Но когда красные воины вошли в страну беспечного короля и увидели, как хорошо у него живется, то побросали оружие и отказались воевать. Но злобный король и сам понял свои ошибки и исправился.
Вот так, даже не успев начаться, кончилась великая калейдоскопная война.

Золотухин Константин, Кервус
Однажды, когда еще никто не знал, что такое зло, в мире все были добры друг к другу. Зайцы играли с волками в догонялки, медведи помогали пчёлам найти поляны с цветами, а те за это делились с ними мёдом. Страны и материки назывались по другому, и находились в абсолютно других местах. И никто никого никогда не ел, никто ни с кем не дрался, ничего не ломал, никто никому не лгал. Все было бы хорошо, если в Парадизии, на Большом острове, не проснулся, заколдованный в давние времена злым волшебником Васей, вулкан. В мире сразу все изменилось. Все живые существа вдруг стали очень злые, лживые и хитрые. Начался хаос. Но через десять лет вулкан снова заснул. Ведь Вася был хоть и злой, но глупый. Он забыл, что вулкан нельзя полностью подчинить себе. И теперь, каждые десять лет, в мире то все спокойно, то начинается бардак.

19 июня, четверг

Утром профессору Альте пришлось разбудить старших девочек, которые до сих пор вставали сами. Но на этот раз свой традиционный поход в душ они проспали, и Света, едва проснувшись, нырнула под подушку и запричитала, что они (девочки) теперь будут как бомжи-и-и… Не скрою, в нашей школе много достойных восхищения явлений, а наши бомжи так и вообще однозначно лучшие в мире.
На Заклинаниях старшего курса читали стихи, да так, что слушателей дрожь пробирала. В прямом смысле: человек читает и транслирует переживания так сильно, что затягивает окружающих в резонанс, и по телу у слушателей действительно «бегут мурашки». Мы годами на Трансфигурации пытались сопроводить теорию трансляции достойной практикой, но получалось только на том уровне, чтобы понять – это возможно. Зато теперь новый предмет профессора Альты, который, по сути, является факультативом Трансфигурации, действительно дал почувствовать силу управляемого резонанса при трансляции.
Младший курс на Заклинаниях тоже порадовал профессора, но пока несколько иначе. Услышав строчку Агнии Барто «без конца вздыхала Клава», Саша Федорова переспросила буднично: вздыхала или сдыхала?
Варя Каменская, уходя с обеда, громко и сочно сказанула басом по какому-то поводу: ттвою ммать! А потом отказалась явиться на просветительскую беседу к Катерине. А раз так, то естественным порядком попала в мои цепкие объятия. И я в очередной раз услышала печальную повесть о том, что ребенка все обижают, обзывают ни за что, и требуют заткнуться. И это притом, что само дитя просто ангел во плоти, никого не трогает, никому не надоедает, не требует внимания в агрессивной форме и не ругается как сапожник. И никого ногами по голени не бьет. В общем, все до одного плохие и неправы, а Варя у нас одна хорошая и права. Школа Остентум существует уже тринадцать лет, и за это время подобную постановку вопроса я встречала неоднократно. Интересно отметить, что такая точка зрения всегда, без единого исключения, приводила ее обладателя к изоляции. И менялось это лишь в случае перемены взглядов на свою несравненную правоту и неомрачимое сияние. Поэтому я в который раз за свою преподавательскую жизнь попыталась донести до ребенка мысль о том, что в ее описании ситуация выглядит несколько странно. Мягко говоря. Но девочка со мной явно не согласилась. Ладно. Объяснять мы, конечно, не перестанем, но и ограждать ее от последствий упорства в ереси не станем. На некоторых наших особо упертых клиентов ушло года четыре объяснений, прежде чем позиция «я – звезда, а все — оно» была пересмотрена, и одиночество осталось в прошлом. Так что нам не привыкать.
Голосование за работы Петрова и Золотухина оказалось не таким простым делом, как думалось. Младший курс проголосовал спокойно и деловито, а вот на старшем Костя, невинно хлопая глазками, предложил вместо голосования объявить обоих победителями и каждому вручить по калейдоскопу. Старший курс в таком случае благородно уступит свой приз младшим, а заодно не будет писать такое сочинение. Интересное предложение. В ответ на него есть соблазн сочинение-то старшему курсу как раз дать, а вот приз не давать ни в коем разе. После такого, слегка осложненного дебатами, голосования старшего курса, осталось самое сложное: собрать вместе всех профессоров, чтобы проголосовали и они. Или бегать за каждым по отдельности, в который раз читая оба сочинения. Чтоб я еще раз взялась за такой метод оценки! Буду диктатором вместо раскаявшегося Руслана.
Выхожу из дверей второго этажа на балкон, и мимо меня на средней скорости летит Никита, на ходу отдает мне мой телефон, с которого звонил маме, и сообщает, чуть притормозив, что уедет сегодня и вернется в субботу – дела. А следом за ним мчится Саша Федорова, и бег этот явно не по первому кругу: лестница вниз, вдоль корпуса, лестница вверх, балкон, лестница вниз и так далее. Пробегая мимо меня, Саша утомленно и яростно шипит вслед Никите: «я убью его». «Ну, только если сразу насмерть» — мимоходом порекомендовала я, Саша кивнула, убегая, а профессор Эдер Нихель, стоявший рядом, получил свежие представления о наших суровых буднях.
А во время ужина Натан заявил, что он собирается доставать Никиту. Видимо, его вдохновили разговоры девчонок, только он явно чего-то недопонял. Но старшие мудро не стали вдаваться в щекотливые подробности, только посоветовали Никите проявить свои способности во всем блеске и достать Натана так, чтобы неповадно было угрожать. Только тот не поверил в такую перспективу и продолжил изгаляться во всю мощь, описывая, как измажет Никиту зубной пастой или помадой, и даже просил помаду у всех девочек. Ни у кого ее не оказалось, зато все дружно предупредили Натана, что намазать Никиту не получится, особенно если учесть, что сегодня вечером его вообще не будет в лагере – он уезжает в город. Но Натана это не смутило, он все равно обещал пробраться ночью в палату к старшим мальчикам с хулиганскими целями. Видя, что энтузиаста не переубедить, все согласились – пусть лезет. Там будет шестеро парней, которые вымажут его всем тем, что он по наивности принесет, а также всем, что попадется под руку. Так что и правда, пусть прогуляется, наберется опыта для профилактики доставучести. А Катя вдобавок посоветовала быть последовательным: мазать всех подряд, и начать с комнаты профессора Эдвина и профессора Эдер Нихеля. Все смеялись, очень, очень громко. И я еще предложила попробовать намазать пастой профессора Эйдан Грин, и если Натан это переживет, то милости просим к нам.
Стоим мы с профессором Франкой и с Марком у входа в корпус под слабеньким дождичком и беседуем, и тут к нам подходит такой серьезный и спокойный Ваня Асанов и неторопливо говорит: там Инна застряла между двух деревьев. Помолчали. Что, спрашиваю, насмерть застряла? Ваня честно подумал, взвесил, и с полной ответственностью ответил: нет, не насмерть, но вылезти не может. Марк вздохнул, нацепил на физиономию профессиональную улыбку хирурга-маньяка, и направился к месту происшествия. Едва увидев его, Инна моментально справилась с ситуацией самостоятельно – отскочила от деревьев, как мячик от стенки. Марк даже про ампутацию ничего сказать не успел.
За Яншиным вечером действительно приехали родители и забрали его в Питер, и Натан, кажется, от своих грандиозных планов пока отказался. А вернется Никита с Елисеем, чему мы все очень рады. Кстати, жить Еся будет в комнате младших мальчиков, и есть у меня такое впечатление, что Натан вряд ли сможет вспомнить о своем стремлении достать Никиту. Не до того будет.
На ночь старшие дети смотрели фильм «Форест Гамп», и спать после этого легли довольно тихо. Что, в принципе, понятно.

20 июня, пятница

С утра пораньше на Магии Общения старший курс выбирал продукты для того, чтобы приготовить обед и ужин на костре. Мы посчитали полезным научить этому детей, а заодно пусть осваивают и все сопутствующие навыки – распределять обязанности, отвечать за свою часть общего дела, вовремя приступать и заканчивать, ориентироваться на общий темп и тому подобное… Ради получения таких важных умений мы купили детям двадцатилитровый котел для первого блюда и два десятилитровых для второго, костровой чайник, две пилы и два топора для заготовки дров. Первая попытка самостоятельного пропитания запланирована на понедельник, 23 число, и потом еще одна – на четверг 26-го. Но готовиться решили заранее, и не зря. Профессор Франка рассчитывала быстро обсудить с детьми, чего и сколько покупать и кто что будет делать, а потом перейти к занятиям непосредственно Магией Общения. Но увы. Урока на обсуждение костра не хватило.
Начали с главного вопроса: «Что готовить»? Ну, шашлык, ясное дело. Кто бы сомневался. Что еще можно приготовить на костре, а? Пришлось профессору Франке еще раз обстоятельно повторить условия задачи: «Готовить будете только вы, и кормить себя, и младших, и нас, профессоров. Другой еды не будет, и вся ответственность за обед и ужин ложится на вас». Когда до детей дошло, что все – и даже профессора, будут есть только то, что они приготовят, была немая сцена. Некоторое время сидели и смотрели на Франку, даже не переглядываясь. А потом подход к задаче резко стал гораздо конструктивнее. Были здраво предложены курица, пельмени и тушенка. В основном участие в обсуждении принимали имеющие хоть какой-никакой опыт в походах и готовке: Катя, Марина, Аня и Вадик. Зато Костя придумывал автоматизированную систему подачи воды. Из озера, я так полагаю. Для готовки. А тушенки хотели, со страху видимо, купить аж двадцать банок – профессор Франка чуть с табуретки не упала. Для начала все-таки решили составить перечень нужных продуктов, пока без указания их количества. Но мальчишки все равно кричали, что хлеба и булки надо побольше – они их будут жарить. Так и не поняли пока, бедные, что им из-за организации костра и готовки, скорее всего, будет не до того. Ну, дело опыта…
Следующим вопросом решали, кто за что отвечает. Костя, конечно же, за воду. Он уже почти совсем продумал все высокие технологии, но потом неожиданно вспомнил, что в день костра он будет в городе. Так что воду «перевесили» на Никиту. Сбор мусора в мешки решили никому не поручать, потому что за это отвечает каждый – нашим детям это, оказывается, ясно как день. Профессор Франка очень старалась донести до них бессмертную установку «Берегите природу, мать вашу». Получилось, несомненно. Ответственность за заготовку дров, а также за топоры и пилы отдали Дане с Вовкой и Марку. Гоша, правда, начал тоже требовать топор, но номер не прошел. «Ты у нас Гоша Безопасности, и ты будешь отвечать за младших», — заявил кто-то. Тут все вспомнили про младших, и что тогда началось… Гоша, будь он хоть сто раз Безопасности, не соглашался отвечать один за всех детей. Хотя бы Варю надо было пристроить персонально, и после долгих дебатов выбрали Леню. Я всегда горжусь своим факультетом, и не зря: народ на нем удивительно самоотверженный.
Покупать продукты в магазине отрядили Вадика и Катю, непосредственно за приготовление еды взялись отвечать Катя и Марина. Когда в процессе обсуждений закончился урок, кажется, заметили далеко не все.
А вот на младшем курсе решение всех вопросов, связанных с костром, заняло минут пять. Продукты дети назвали четко и сразу: тушенка, картошка, пельмени. По поводу того, что им делать во время готовки, тоже не возникло проблем: помогать старшим – носить дрова, воду, забытые поварешки и т.п. Очень с пониманием младший курс отнесся к тому, что старшие будут за них отвечать. А когда в конце обсуждения профессор Франка заикнулась о мусоре, дети тут же сказали – мы знаем, мы ничего бросать не будем. И, несколько ошарашенная подрастающим поколением, профессор приступила к ведению урока.
На уроке Трансфигурации у младшего курса я была вынуждена сделать важное предостережение: «Натан, перестань есть скотч, а то попа слипнется». Натан на это не ответил, зато поделился опытом Руслан: «Нет, – заявил он, — не слипнется, я уже пробовал»! А когда я в ответ на срыв педагогического процесса пообещала написать об этом в Летописи, философски пожал плечами и кивнул. Видимо, это был непростой опыт, достойный обнародования.
Ульвиссен по Вариной милости в очередной раз должен был расстаться с изрядным количеством баллов, но по просьбе факультета я ограничилась внушением. Всем младшим курсом мы пытались объяснить Варе, что она чудит, а отвечает за это факультет, и что ее беспечная позиция в корне не верна. Только, мне так кажется, мы могли бы с тем же успехом декламировать Шекспира на китайском языке – пользы от наших объяснений пока ровно столько же.
Сегодня солнечно и тепло. Ну, то есть как тепло – градусов 17-18. По меркам лагеря этого года настала долгожданная жара, и поэтому народ купался с полной отдачей и почти в полном составе.
По пути на озеро Инна Лысенко очень переживала за Ариану, которая до слез расстроилась от того, что в следующем лагере, вероятно, она все еще не будет учиться вместе со старшим курсом. А я заметила, что Иннино сочувствие по дороге к озеру немного стоит — Ариана-то осталась плакать в корпусе. Если Инна действительно хочет помочь, то надо не говорить, а делать: вернуться и постараться утешить. Дальше я имела возможность лишний раз убедиться, что выбор между легким и правильным непрост даже в мелочах. Но Инна справилась – развернулась и стрелой помчалась в корпус. Довольно быстро, кстати, вернулась обратно, поскольку Ариана то ли в утешениях уже не нуждалась, то ли не пожелала их принять, но выбор Инны, на мой взгляд, все равно заслуживает уважения.
Пользуясь случаем, мы снимали на озере сцену для Фламменорского клипа. То есть я снимала на камеру, как Гоша спасал тонущую Катю. Честно говоря, я была настроена легкомысленно, на парочку дублей и всё. Но не тут то было. Сначала (первые дублей пять) Гоша уже спасал, а Катя еще не тонула. А потом Гоше в уши попала вода, и он перестал слышать мои команды. Спасатель. В кадре он изначально стоял спиной к Кате, так что у нее образовалось еще изрядное количество дублей для того чтобы утонуть по настоящему. Но обошлось.
Вот два достойных летописи сегодняшних события, которые я лично не видела. Как народная молва донесла их до меня, так они и останутся в веках – телеграфным стилем, без подробностей. Варя ударилась о шкаф, ей будут делать йодную сетку. Натан бил кого-то мусорным мешком с грязными тарелками и рассыпал его. Хотя, если задуматься… а нужны ли здесь подробности?
На уроке Зельеварения старший курс делал масляные настои: ранозаживляющий и от комаров. И под самый конец изготовления настоев вдруг полилась… песня «Ничего на свете лучше нету, чем бродить друзьям по белу свету». Громко так, надрывно. Надышались, видно, друзья эфирными маслами.
А еще сегодня Натан подрался с Вовкой. Сначала нападал на него с бананом, а потом, когда Вовка его отодвинул, упорно пытался того пнуть, но руки у Михайлова оказались куда как длиннее, чем ноги у Шнайдера – он не достал. И тогда Натан принялся гоняться за Вовкой с камнем. Но тут профессор Франка обрела дар речи и отправила его в комнату до ужина. Натан попытался вылезти через несколько минут, но наткнулся на профессора Илену. Так что до ужина в комнате все-таки просидел.
Вечером приехала из города профессор Тея и привезла продукты. Данька с Марком слаженно разгружали забитую до верху машину, а Натан очень хотел помочь и поэтому упорно лез под руки. Профессор Илена объяснила ему, что ребята работают в паре, и мешать им не надо. Тогда Натан взял сумку и спросил меня: будете мне подавать? Я как-то даже засмущалась – на ближайшее время у меня были планы несколько другого масштаба… Но какой организатор пропадает в ребенке!
Старшие красили волосы, на этот раз всего лишь цветными спреями. Кате на затылок, поверх заплетенных косичек, кто-то добрый брызнул красного, и получилось так, словно голову пытались отмыть от крови, но не очень преуспели. У Даньки теперь ярко-голубая такая голова с русыми пятнами. Света – едва заметно в голубизну, Марина – красно-синяя, и Вадик разноцветный.
Вечером Вадик сделал всем наш любимый безалкогольный махито, а потом мы смотрели «Автостопом по галактике» и «чувствовали себя диванами».

21 июня, суббота

С утра пораньше Инна Лысенко радостно приплясывала перед корпусом от того, ее зелья пахнут черносливом. Э? Так и должно быть, или это новое открытие в зельеварении? Но в любом случае можно порадоваться вместе с начинающим специалистом.
На Истории магии старший курс «паровозиком» и с закрытыми глазами спускался по лестнице со второго этажа. Наверное, чтобы на собственной шкуре прочувствовать всю сложность исторического процесса. Если бы они знали, насколько это трудно, то, наверное, нипочем бы этого не сделали. Вот только добрый профессор Эдер Нихель об этом детям не рассказал. Вместо запугивания обучаемых он попросил Эдвина подстраховать их на всякий случай, и спуск прошел вполне благополучно.
А младший курс сегодня первые три урока варит мыло в рамках практики по курсу Зелий, и атмосфера на первом этаже ответственная и суровая. Но вдохновенная.
Сегодня суббота, нашествие родителей, а еще к нам приехали в гости профессор Нефрит и профессор Рейнард, так что все очень рады.
Ариана читала согражданам стихи, но народ отвлекся от просветительского удара и куда-то помчался, и Ариана вместе с ними. Правда, пролетая мимо профессора Эдвина, она успела спросить его: «Профессор, а хотите я вас сейчас духовно обогащу»? Эдвин, конечно, тут же ответил, что именно этого ему и не хватает в жизни, но Ариана уже убежала.
На вечернем уроке профессора Эдер Нихеля младший курс делал витражи, и совершенно бедного профессора задергал. Хорошо, что ему помогали Альта и Эйдан Грин – их можно дергать строго ограниченное количество раз, и все это прекрасно знают.
Что-то там происходит в пространстве, погодном или каком-то еще: настроение у детей слезное и сердитое. По опыту прежних лагерей мы уже знаем – так бывает. Вдруг без видимых причин народ начинает повально плакать, или ссориться, или буянить. Или, как в прошлом году: неожиданно способность концентрировать внимание дала приличный сбой. На уроках-то еще ладно, там всё под контролем. Слегка осоловелые преподаватели просто дали томно глядящим в даль ученикам самые необременительные задания. Но в быту дети целый день всё роняли, что было особенно печально во время обеда и ужина… Таких нестандартных дней на лагерь обычно приходится штуки две, и ничего с ними поделать нельзя, надо их максимально достойно пережить. И мы очень стараемся этому научиться. В прежние наши поездки лагерь в такой ситуации ходил ходуном, но вот в прошлом году, после разлитой кастрюли супа, опрокинутых на пол пельменей, сока и хлеба под ногами, все вечером дружно хохотали и уговаривали друг друга продержаться до отбоя. А в этом году очень хорошо видно, как «выровнялись» наши старшие. Раньше-то именно они стены качали в такие дни, а сегодня такое впечатление, что их совсем не зацепило. Эмоциональная стабильность, на которую было в свое время положено столько преподавательских сил, что и вспомнить страшно, наконец-то в детях проросла. А вот младшие пока увы.
Ася рыдала часа два, и убегала от воспитателей при попытке ее утешить. А потом вернулся с озера Костя и кинулся утешать сестру, но она и его прогнала. Доверить причину своих слез она решилась только Кате: просто ей хотелось поплакать. Осознанность дело хорошее, но, как известно, печали она отменяет не всегда. Поэтому Катя посадила Асю к себе на колени, и всё стало гораздо лучше. Но тут пришла Варя и наябедала, что Костя якобы подглядывает за сестрой из окна. То, что он волнуется за девочку, ей почему-то в голову не пришло, зато она постаралась залезть к Кате на колени вместо Аси. С первого раза не вышло, со второго тоже, но упорная Варя предприняла много попыток. Безрезультатных. Наверное, потому что хорошее отношение невозможно ни выпросить, ни, тем более, стребовать с человека.
Ариана вечером плакала из-за того, что у нее болел живот. Это ж как должен был живот болеть, чтобы плакать? А вот слезное настроение – это да, это понятно. Тут и живот заболит, и всё остальное… Абсорбент мы на всякий случай, конечно, девочке дали. От грусти не поможет, но для живота польза.
Костя Андреев тоже расстроен и хочет домой, потому что кто-то из соседей по палате его достал. Я догадываюсь, кто, но сделать что-то с этим темпераментом невозможно, разве что тоже таблеток дать. Слабительных. Но это как-то непедагогично.
А Натан на вечерней переменке чуть не подрался с Гришей Федоровым из-за того, что тот во время игры отнял у него мяч. Когда преподаватели потребовали бросить камень, которым он замахнулся на Гришу, Натан его действительно бросил, но в нашу сторону, и попал в машину своей мамы. Рядом, кстати, стояла машина профессора Франки, и первым делом все свидетели происшествия порадовались, что камень до ее Мерседеса не долетел. Потому что Натан мальчик, конечно, шебутной, но он же еще ребенок, ему жить и жить… В общем, я велела этому ребенку собирать вещи и готовиться к отъезду, от греха подальше. А то уж слишком он на весь свет обижен, везде видит повод для суровой обороны, да еще при этом хорошее отношение принимает за попустительство. Вот только неожиданно оказалось, что Натану в лагере очень нравится, и он хочет остаться. Настолько, что, крепко подумав, даже согласился попытаться вести себя иначе. Долго думал мальчик потому, что не дурак и понимает, что иначе себя вести – это на самом деле попытка иначе понимать окружающих. А это обещать трудно. И, тем не менее, согласился попробовать. Ладно, будем считать, что договорились.
Варя, которая по ночам голодает, если судить по ее словам, после ужина прыгала на крыльце чтобы съесть добавку пельменей. Впрок, наверное. А дежурить ей было опять недосуг. Профессор Франка девочку поймала и спросила, умеет ли она заботиться о ком-нибудь кроме себя. И Варя заплакала и отправилась работать. Тяжело сегодня, да.
А старшие дети в нынешний непростой день разве что на озере шутили не особенно умно. Вадик и Никита кидали в воду Катины тапочки, и такому развлечению рады были далеко не все, особенно по части вылавливания шлепок обратно.
Но вроде как все ж таки тяжелый день мы пережили без особых потерь. Только к ночи у Кати серьезно разболелся зуб – наверное, на озере добавила себе проблем. Таблеток Катя не пьет, и я на всякий случай сказала ей, что профессор Эдер Нихель умеет зубы заговаривать. А Катя подняла на меня печальные очи и на полном серьезе спросила: кому? Кому-кому… Всем.

Дальнейшая история лагеря известна лишь профессорам и ученикам волшебной школы «Остентум».)