Учебный год 2010-2011

10 октября 2010 года

Девятый сезон нашей школы начался 10-го числа, десятого месяца и десятого года. Было бы, конечно, еще интереснее, если бы это был и десятый сезон, но увы: что есть, то есть. В угоду совпадениям лишний год мы себе добавлять не стали. Зато у здания школы преподавательский состав был в 10 часов 10 минут.
В этом году у нас рекорд: 74 студента! Это с учетом Маши Селивановой, которая выпустилась в прошлом году, но в этом решила поучиться у нас еще, и без учета Олега Кузнецова, который выпустился в позапрошлом, но пришел просто так – пообщаться. И все новенькие – с родителями, которые остаются на распределение. В общем, народу получилось много, и от этого было очень радостно. Тем более что преподавательский состав по собственной инициативе явился полностью, даже те, у кого сегодня уроков не было, так что распределяли новеньких все вместе.
На первом курсе у нас теперь учатся два брата Николаевых, Артём и Андрей. Когда я пришла забрать малышей на распределение, и увидела двух очень похожих друг на друга сорванцов, которые толкались и верещали, мне как-то сразу вспомнились канонические близнецы Уизли. Я только и спросила обреченно: Николаевы? Ага, радостно закивали они. Ну держись, наша школа! Филча я, конечно, нанимать не собираюсь, но кто кому фейерверки устроит, это мы еще посмотрим.
В этом году шляпу на предмет скрытых механизмов попросил проверить второй курс. Вежливо так попросили, еще в своей аудитории. Осмотрели, потрогали, ничего не нашли и прониклись. Вот сам в шляпе появляется значок факультета, из ниоткуда – никаких карманов или двойного дна в ней нет!
Распределение прошло замечательно. Единственный инцидент – мальчик с первого, кажется курса, доставая из шляпы значок, уколол палец. Ну, теперь можно считать, что страшные подозрения недоброжелателей оправдались: посвящение в маги омыто кррровью… Правда, ее была всего капля, но факт неоспорим.
Как только начались уроки, стало понятно: несмотря на очень непростой летний лагерь этого года, и мы, и ученики соскучились по школе. Особенно четвертый курс. Тот самый, который бывший ТРЕТИЙ. Крик там стоял такой, что в конце урока Практической магии профессор Симплиций прошипел мне: дайте уже звонок, я охрип!
К этому знаменитому в наших кругах курсу с этого года присоединилось несколько новеньких, и среди них два молодых человека по тринадцать лет – Стас Кудрявцев и Иосиф Диканский. О-о, я так рассчитывала на их сознательность! Ха! Вместо того чтобы своей предполагаемой серьезностью стабилизировать обстановку, они уверенно добавили шума. И я с какой-то уже иррациональной гордостью отметила, что традиции нашей школы нерушимы: догадайтесь, на какой факультет их распределила шляпа? Правильно, ко мне на Фламменор. Обоих!!!
После урока Магической динамики на четвертом курсе профессор Эдвин бодро сказал, что могло быть и хуже, но обошлось – только одному мальчику дали в глаз, а так все в порядке. Зато Эйдан Грин и Скальд в качестве отзывов наградили меня такими взглядами, что я сделала однозначный вывод: четвертый курс мы делим на альфу и бету. Потому что для такого состава, как сегодня, остается только вводить телесные наказания.
А еще у нас набрался взрослый курс, итого в этом году получается шесть курсов. Как с такой нагрузкой справятся наши двенадцать профессоров, ведомо, наверное, только магам древности.
Но в целом мы совершенно искренне поздравили учеников и друг друга с новым учебным годом – как бы то ни было, мы действительно соскучились по школе, со всем ее шумом, весельем и серьезными задачами.
Итак, покой нам только снится. Девятый сезон открыт!

17.10.

Добежали припозднившиеся и глубоко задумавшиеся. И теперь у нас 85 человек – вместе со взрослым курсом. А вместе с преподавателями и воспитателями – 99. Интересный у нас год: ну никак до круглых чисел не дотягивает.
Оказывается, в прошлый раз в туалете дети позапирали изнутри все кабинки, и если бы профессор Эдвин, наша волшебная скорая помощь, не открыл их, то интересно было бы посмотреть на последствия этой шутки в конце учебного дня. А мне даже ничего не сказали – поберегли, видать, только непонятно кого: меня или детей.
Прошлый такой заход был, дай Бог памяти, года четыре назад, а то и пять… Как и теперь, виноватых не искали, просто подождали, когда в соответствии со всеми магическими законами тайное не стало явным. Как наказали, уже не помню, но вот хватило на столько лет. Ну что ж, новый раунд.
Перед началом занятий позвонил профессор Эдвин и предупредил меня, что из-за маршрутки задерживается. И случилась такая чехарда с расписанием, что я чуть голову не сломала. В результате ждать Эдвина я оставила взрослый курс, а первый урок проводила на четвертом «бета». Ну, что сказать… Получился очень милый курс, слушают они хорошо, особенно те, что постарше. Иосиф и Стас сначала попытались пошушукаться, но я сообщила Диканскому, что его имя, если он не знал, означает «тот, кого не хватало», да еще он попал ко мне на факультет. В связи с чем у меня возникли сверхожидания, и поэтому он теперь под прицелом. И молодой человек проникся. Ну, во всяком случае, на этот урок точно. Тему о базе резонанса в партнерских отношениях дети вроде бы восприняли, но посмотрим, как будет на опросе.
И вообще, это было правильное решение – поделить четвертый курс на две группы. Вести уроки стало ну просто вдвое легче, а, соответственно, и эффективнее. И четвертый «альфа», на котором остались все наши легендарные буяны, на Трансфигурации тоже сегодня слушал, что потрясло меня до глубины души и несказанно обрадовало. Фантастика…
Топоркин, правда, в самом начале урока принялся опять прыгать на стуле, но я сказала, что раз у него в интересном месте шило (не, там стадо ежиков – тут же поправил Родзевич), так я обращусь к знакомым из педиатрической Академии. Видит Бог, у меня там бо-ольшие связи. Никиту там обследуют и всё постороннее удалят. Мальчик в ужасе затих.
А вот второй курс на уроке Магической динамики орал так, что было слышно на весь коридор. Когда я вошла и потребовала вести себя тише, дети ужасно удивились. Что их так потрясло, я не поняла, но сурово продолжила, что мне в коридоре их вопли мешают читать. И только тогда дети с облегчением закивали: а-а, так вы в коридоре! То есть, если я сижу под дверью, то кричать не стоит, а если нет, то нет и причины молчать – так, что ли?
Профессор Нефрит спросила детей второго курса, как, по их мнению, называется человек, считающий что никаких богов не существует. И получила неожиданный ответ: такой человек называется… барабанная дробь… антисемит!!! Взрослый курс пришел в восторг от очередного хита сезона, даже пояснили, почему, видимо, дети так считают. Потому что у неверующих же ничего святого – ясно дело, антисемиты!
Перед уроком ЗоТС на третьем курсе Даня Малевич и Руслан Тихонов разодрались и поцарапали друг друга. Вообще-то нельзя сказать, что третий курс у нас в этом году буйный – вполне себе спокойные и душевные собрались дети. Но Руслан, который уже второй год приходит позаниматься редко, но метко, эту атмосферу ну очень разнообразит. И, конечно, в драке всегда виноват противник. Потому что противный, я полагаю.
А на первом курсе идет великое противостояние «профессора – Николаевы». На Заклинаниях у профессора Умберты старший из братьев весь урок просидел под партой, и ближе к концу она предложила либо сидеть уже там тихо, либо топать к доске и говорить. Что? – испуганно спросил ребенок. А что хочешь, вместо меня – щедро разрешила профессор. Но Николаев отказался, поскромничал, наверное… Тогда она велела ему убираться из класса. И он убрался – так и уполз на четвереньках, а по пути к нему присоединился младший брат, оставив преподавателя в тревоге за коллег: что же дальше-то будет? А дальше были Зелья. У профессора Эйдан Грин молодые люди при первой же попытке сползти под стол были так сурово призваны к порядку, что паиньками просидели до конца урока.

24 октября

Сегодня на четвертом альфа два человека: Курочкин и Павловский. Остальные по разным причинам не пришли. Но мы все-таки решили не объединять альфу и бету, и оказались правы – можно сказать, тишина и покой. Ну, с некоторыми оговорками. Например, на Практической магии Вадик Курочкин выстрелил себе резинкой в глаз, чем очень озадачил профессора Симплиция. Он, то есть профессор, проявил высокий уровень терпимости и не стал отбирать у Вадика резинки, которыми тот стрелял на уроке во что попало. Не заставлять же, в самом деле, детей учиться волшебству – у нас все-таки не общеобразовательная школа. Не мешает мальчик, вот и славно. А вот профессор Август Вильгельм, с Вадиком не первый год знакомый, на своей Истории магии резинки сразу отобрал, и был, как оказалось, прав. Потому что Курочкин у нас натура увлекающаяся и неуёмно настроенная на эксперимент. А что эксперименты эти чаще всего во вред себе же – до этого высокого понимания Вадик еще не воспарил. За что и засветил себе в глаз, увы. Обошлось, слава Богу, только вот я думаю: что, если в глаз как-нибудь прилетит не резинка, а, скажем, кулак, причем чужой? И рядом не будет профессора, чтобы остановить безобразие?
На Заклинаниях с четвертым альфа в составе Павловского и Курочкина прошли не только весь теоретический материал урока, но и поговорили «за жизнь». Саша Павловский был основной мыслительной единицей и милейшим собеседником, но и Вадик не отставал. Подняли тему внутренней речи (это к вопросу, почему заклинания мы все-таки пишем заранее и озвучиваем, а не произносим спонтанно и про себя), профессор Умберта излагает про внутренний монолог и тут видит, как Вадик меняется в лице, мысль в глазах – нечеловечески глубокая… «Не надА, — говорит, — про «вот я стою и жду троллейбус»… Вы знали, да? нет, Вы знали? Я вчера сел не на тот троллейбус, вышел в непонятном месте, звонил маме и она меня успокаивала». Пришлось немного отступить от внутренней речи, но зато удалось выйти на тему о самоуспокоении в стрессовой ситуации. Вадик проникся и даже перестал стрелять резинками, что было воспринято как высшая мера уважения к Заклинаниям.
«Бета» Заклинаниях были умны и благородны. Благородны настолько, что не стали выкрикивать немножко знакомый и немножко записанный в лагере материал, а дали новеньким честно подумать и немножко поошибаться. Когда Егор Филиппов сказал, что заклинания мы можем получить из интернета, «лагерные» загоготали, но были остановлены суровым замечанием, что владение корректной информацией в течение четырех месяцев не дает основания ржать, сами-де такими были. Поутихли. Замечательно разобрали все источники, вышли к главному пониманию – ответственность за то, что мы делаем, лежит на нас. Дети послушно скрипели ручками — любо дорого было поглядеть.
А вот из темы прошлого урока Трансфигурации четвертый бета пока ничего полезного не вынес. То есть они запомнили все-таки, что речь шла о резонансе, но на чем этот резонанс основан, как-то упустили. И это все равно что собираться строить дом, но из чего – не знать. Что такое «совпадение жизненных ценностей» наши замечательные четверокурсники по-хорошему не понимают, увы. Пришлось пустить в ход отполированное годами обещание: «Если вы хотите, чтобы профессор Снейп показался вам милейшим человеком, так я вам это быстро устрою». О да, вдумчивость и понятливость учеников сразу подскочила на порядок. На самом деле, жаль, потому что привычка учиться из-под палки ни к чему хорошему не ведет. А изменить такой подход очень трудно. Можно, и мы стараемся, но это правда трудно и долго, а как было бы чудесно, если бы общеобразовательная школа прививала детям умение учиться с радостью…
На третьем курсе во время урока Заклинаний повышенной активностью, как обычно, отличался Ульвиссен и лице Руслана и Семы, и после 105-го китайского предупреждения сладкая парочка разъехалась в разные концы класса и наступило благоденствие. Пока Руслан не полез под парту за ручкой и не забыл, что над ним парта, а рядом стулья. Добрые дети сразу же предложили профессору Умберте полечить заклинанием бедного ушибленного стулом Руслана, на что она сказала, что полечить оно, конечно, можно, но пока у Руслана шишка болит, он ведь аккуратный будет и тихий, потому что помнит об осторожности. А как забудет — опять же во что-нибудь врежется! Решили, что помнящий Руслан целее будет. Пока решали, шишка сама прошла.
Професоор Эйдан Грин поделилась планами задать детям научный трактат «О магических свойствах цветика-семицветика в реалиях современной жизни»…
Первокурсница Алиса Александрова уверена, что ее дети будут учиться в Кервусе. Несмотря на то, что сама Алиса – студентка Фламменора, это очень обнадеживающие планы.
Судя по тому, с какой скоростью исчезают на перемене булочки и сок, детей дома не кормят. Вообще.
На сайте школы Остентум, в гостевой книге, появилось такое сообщение:
«Я вам хочу сказать, по-моему дети начинают быть зависимыми от магии и всего этого бреда. Моя дочь как только узнала сразу захотела. чразу ей сказала нет. потому что это зависимость и про школу и реальную жизнь можно вообще забыть!!! бедные дети!!!»
Мне вот очень интересно — почему же тогда детей веками воспитывают, читая и читая им сказки? Там же про магию! Бедные дети! Они же еще и играют в сказки сами, совершенно без контроля взрослых, и доигрываются до того, что мы сейчас наблюдаем вокруг. Может быть, лучше «зависимость» от сказок и умение видеть, что в них приложимо к реальной жизни?

14 ноября

Сегодня на Истории магии Вадик Курочкин заклеил себе рот скотчем, а потом надел шапку и натянул ее на лицо. Профессор Август Вильгельм такое поведение всеобщего любимца одобрил: вот и хорошо, говорит – ни звука, ни изображения!
У нас на третьем курсе новенький, Вова Михайлов. Владимир Владимирович – так он представился со всей серьезностью. Мда, наша новая знаменитость… Ему нашу школу порекомендовал не кто-нибудь, а Никита Топоркин. Но несмотря на такие суровые знакомства, мальчик очень милый.
А еще на третьем ульвиссенский остряк сделал вид, что хочет исправить своему факультету баллы, которые я записала на доске. За что счет Ульвиссена за этот урок сразу был обнулен.
В коридоре ко мне подошел Лёва Левизанов и светским тоном спросил, не видела ли я Алину Юрьевну. Может создаться впечатление, что Лев Вячеславович общается так всегда, если бы он время от времени не носился по коридору как угорелый. Встретив выходящую из аудитории первого курса профессора Умберту, я сообщила, что ее сыночек искали-с.
Катя Галустова опять опоздала, а в ответ на замечание со святыми глазами сказала, что она привезла бокены профессора Эдвина, и он обещал с нее баллы не снимать. Ну, дело хорошее… Только вместо него могу снять и я, между прочим. И в следующий раз обязательно это сделаю.
Профессор Нефрит привела побеседовать первокурсника Андрея Николаева, который утверждал, что в нашей школе никакого волшебства нет. В ходе беседы пришлось признать, что если сидеть все уроки под партой, а вылезать и делать что-либо – отказываться, то волшебства, ясное дело, можно и не заметить. Молодой человек даже расстроился до слез, когда ему объяснили, что если хочешь уметь менять окружающий мир, надо сначала научиться справляться с собой. И не отлынивать от занятий. Не могу, говорит! Не получается у меня… А ты, вместо того, чтобы падать духом, пробуй раз за разом, и тогда обязательно получится, проверено! Не знаю, поверил ли, но ушел в класс задумчивый.

21 ноября

Видимо, Андрей Николаев не воспринял конструктивных предложений. Все у него виноваты, все плохие, а вести себя как должно он ну просто не может, бедняжка. Где-то я это уже слышала. От того мальчишки, который перестал ходить в нашу школу, потому что не встретил у нас ни одобрения, ни понимания. Мы же практически не выгоняем – к нам можно приходить до тех пор, пока хочешь учиться. И тогда мы все – и взрослые, и дети – будем прилагать усилия в налаживании диалога, пытаясь вывести общение на адекватный уровень. Но иногда бывает так, что даже наша, очень терпимая к неординарности, среда отказывается хоть как-то резонировать с человеком. И что-то мне подсказывает, что Андрей скоро к нам ходить перестанет.
На старшем курсе у нас сегодня была очень непростая тема: общение на уровне сущности. То есть, в теории тема ничего сложного из себя не представляет – дети, хоть они и дети (а может быть, именно поэтому) вполне способны понять, что умение быть собой и общаться по сути вопроса несет в себе возможность решения проблем. И что по-настоящему сильным человеком можно стать, только осознавая себя как часть мира. Но вот на практике… На практике тема усваивается трудно. Но ведь никто и не обещал, что учиться волшебству будет просто. Зато это совершенно точно интересно и полезно.

28 ноября

В лицее, где мы снимаем помещение, на том же самом третьем этаже, расположена церковь. Сегодня в ней одновременно с нашими занятиями шла служба, и в школе нашей была благодать. Мы детям объяснили, что мешать службе нехорошо, а еще – что там, в церкви, директор лицея (чистая правда). А еще – каждую перемену в классах находились родители и насаждали сознательность и дисциплину.
Вадик Курочкин сегодня приехал совсем больной. А когда мы ему посоветовали не мучить себя и уезжать домой, он печально ответил: зато я сегодня тихий. Это, конечно, здорово, возмутились мы, но не такой же ценой!
Профессор Умберта по ошибке сняла 20 баллов с Фламменора, а имела в виду Ульвиссен. Потому что чуть что – сразу косой! Привыкли! А у нас сегодня Курочкин тихий!!!
Четверокурсники Фламменора (с беты) сегодня ходили выяснять на младшие курсы, почему это с факультета снимают баллы. Очень правильная, на мой взгляд, тенденция, тем более, что выясняли спокойно, без обид и упреков.
А еще четвертый курс все-таки усвоил что-то из темы о сущностном уровне! Правда, стройно изложить воспринятое юным волшебникам пока не удалось. Иосиф, например, запомнил в основном картинку, сопровождавшую изложение темы, но к доске все равно вызвался. На нем, кстати, сегодня был почти красный шарф и красный галстук, соответственно цвету факультета Фламменор, что немедленно навело нас на мысли о новогодних подарках.

12 декабря

Как и прошлой зимой, на Питер упало очень много снега. И как всегда, город был к этому не готов. Поэтому откопать утром машину нам не удалось, и пришлось идти пешком, с реквизитом. Хорошо еще, что подвиг по откапыванию машины удался маме и сыну Курочкиным, которые привозят в школу булочки и соки, а то сидеть бы нам всем голодными.
Перед началом учебного дня в учительскую явился Андрей Николаев, и в ультимативном тоне попросил у меня прощения за свой выпендреж в конце ноября. И страшно возмутился, что не может так же припереть к стенке профессора Скальда, потому что она заболела и не пришла. Действительно безобразие: тут Николаев приходит прощения просить, а профессор отлынивает! Как за шкирку его из аудитории выставлять, так она здесь, а как извинения покорно выслушивать, так ее нету. Ну просто беспредел!
Видимо, у наших учеников наступил откат после благолепия прошлого раза, когда одновременно с занятиями рядом проходила церковная служба. Дети так бегали и кричали на переменах, что мы еле удерживались, чтобы не давать раньше времени звонки на уроки.
Профессор Нефрит с тревогой объявила, что на третьем курсе у нас объявился новый Чорный Властелин. Молодой человек собирается возглавить армию троллей/орков, которая, конечно же, сама будет себя кормить и при этом непонятно почему будет подчиняться своему великому начальнику. И эта армия, надо думать, приведет героя к мировому господству. Опять же непонятно почему. И что он с этим господством будет делать, непонятно тоже. Преподавательскому составу пока не удалось объяснить юному тирану, что власть – это не только лавры и прибыль, но и огромная ответственность. И ошибки на этом многотрудном пути грозят не только ни в чем не повинным людям, на которых, как легко догадаться, милому ребенку наплевать, но и непосредственно очередному ЧВ. Ну что ж, придется разбирать на примерах. Не впервой, к слову сказать.
Четвертый бета курс на мой вопрос: что они хотят сегодня делать на Трансфигурации – слушать теорию или делать упражнения – неожиданно и единогласно потребовал упражнений. Я с трудом скрыла полуобморочное от восторга состояние, и весь урок пользовалась неожиданным рвением учеников. И собираюсь продолжить в следующий раз – вдруг они устойчиво осознали, наконец, что для получения реальных навыков мало о них только разговаривать!

19 декабря

Заканчивается первый триместр, и народ в плане дисциплины совершенно распустился – опаздывать к первому уроку, например, стало чуть ли не хорошим тоном. Это безобразие мы решили пресечь на корню, для чего объявили о штрафных баллах за опоздание. Сегодня, помня о том, что проспав зимой в воскресенье, люди вместо опоздания могли бы не прийти вовсе, мы только предупредили, но со следующего учебного дня начнем злобствовать.
Саша Кацуба бегал по коридору без видимой цели, зато со скоростью каметы. Был остановлен и озадачен вопросами: почему он бегает, и почему он без мантии? И мальчик серьезно ответил: потому что в мантии бегать очень неудобно.
Но Саша-то хоть второкурсник, а вот кто с четвертого курса носится, как лось, по коридору в погоне за булками, которые обычно мирно лежат у окна, мы пальцем показывать не будем. Потому что нас попросил об этом Иосиф Диканский.
Нефрит задержалась, и первую часть ее урока профессору Эйдан Грин пришлось развлекать четвертый бета. Она предложила простую и веселую игру: молча изображать разные растения и угадывать их. Игра, конечно веселая, но Егор Филиппов хихикал так, что профессор вызвала его к доске и строго велела изобразить морковку. Молодому человеку пришлось проявить весь свой актерский талант, но он с честью выполнил задачу. И даже некоторое время смеялся тише.

26 декабря

Последний учебный день перед Новым годом прошел относительно спокойно. Народу пришло немного – а зря, потому что в этом году мы впервые дарили ученикам такие подарки. Каждый получил шарф цвета своего факультета. И еще личные подарки, почти все разные. Старшие курсы – в награду за задание «Моё новогоднее чудо».
Ученикам было предложено подумать, какое новогоднее чудо они совершили бы, если бы имели неограниченные возможности. Ответы были самые разные, например: чтобы все инвалиды исцелились; чтобы все учебные заведения получили необходимую помощь; чтобы все люди стали совершенны; чтобы из мира исчезло насилие; чтобы люди научились ценить радость; чтобы люди лучше понимали себя и осознавали свои действия… Такие ответы сами по себе чудо, но новогоднее волшебство Маши Селивановой с четвертого бета побило все рекорды своим практицизмом: совесть всем чиновникам! Вот это да, вот это у девушки талант истинного мага!
Профессор Август Вильгельм выгнал с Истории магии Даню Родзевича, и велел отправляться ко мне и сообщить об этом. Но Даня не пошел, а когда я подошла к нему в коридоре и спросила в чем дело, наврал с три короба, да так неуклюже и глупо, что лучше бы сразу правду сказал – вышло бы меньше мороки. И если бы меня в тот момент спросили о новогоднем чуде, я бы пожелала, чтоб Родзевич перестал врать. Но, боюсь, к такому состоянию мальчику будет трудно быстро адаптироваться – слишком сильна привычка.
Замечательно звучат наши преподавательские диалоги в этом году: у вас сейчас где урок, профессор – на бете? Да, а у меня на альфе сегодня такой крик стоял… Ну просто космическая фантастика.
Вот какое письмо пришло мне через несколько дней от Ростика Добросмыслова, ученика третьего курса:
«Здравствуйте, профессор Терра! Я хочу, чтобы у всех было рождественское настроение, много хороших подарков и украшенный чудесным образом город. Я сделал одно новогоднее чудо- украсил парк Победы. И проходящие люди останавливались возле моего чуда, улыбались, фотографировались, и им на душе становилось радостнее и лучше. А что это такое, я покажу при встрече. (Имелись в виду фотографии вылепленной из снега фигуры)
С уважением, Ростислав»

16 января

Первый учебный день в новом году прошел довольно спокойно. Шляпа в рабочем порядке распределила новеньких, и начался обучающий процесс.
Четвертые курсы сегодня постигали на уроке Заклинаний основы стихосложения. Уж не знаю, станут ли наши дети сочинять заклятья (то есть кратко формулировать намерения) в стихах, но будут теперь хоть чуть-чуть ориентироваться в стихотворных размерах и стилях. Само по себе полезно и интересно. Раньше, кстати, во многих гимназиях детей учили писать стихи. И в лицеях. В Александровском, например. Например, Сашу Пушкина, вместе со всей его честной компанией. Чем наши хуже?
На Трансфигурации я сегодня сказала четвертому альфа курсу: пожалуйста, перестаньте шуршать. Мне очень трудно отвечать на ваши вопросы без философских и психологических терминов – чтобы говорить понятным вам языком, я прикладываю значительные усилия. А шуршание мне мешает. И они перестали!!! Хочется, конечно, засчитать себе педагогическую победу, но, скорее всего, детям просто был действительно интересен разговор о том, существует ли абсолютное зло и абсолютное добро. И где критерий «хорошего» и «плохого» человека.
А на четвертом бета курсе новенький молодой человек был ужасно суров и весь день просидел, ни с кем не общаясь, на задней парте. Когда я его забирала на распределение, то спросила, почему он не смотрит клип, предложенный профессором, вместе со всеми. И он ответил, что кино может и дома посмотреть. А когда я посоветовала не быковать, он меня утешил, что не быкует, а просто кино смотреть на уроке не хочет. Ну, если мы не сошлись в терминах, то я не настаиваю, но у профессора Гутмахер лучше все-таки воспринимать предложенный материал. Выйдет полезней и дешевле для рогов и копыт.
Всем, кто не пришел на занятия в последний день старого года, и, соответственно, не получил подарков, сегодня было предложено их разобрать. В коридоре на видном месте, рядом с доской, стояла открытая сумка с шарфами факультетских цветов. А на доске рядом было написано объявление – мол, берите, кто еще не взял! И все равно дети подходили по одному и стеснительно спрашивали: а можно мне, а?
Мама Сони Юдановой просила меня перевести Соню с альфы на бету, а то девочка сама боится меня попросить. Чего, говорю, боится-то? Я что, детишек ем, что ли? Нет, отвечает, просто вы же руководитель школы. А-а. То есть руководителю и каннибализм не нужен, чтобы его боялись как людоеда.
А еще мальчики на четвертом альфа с великим изумлением слушали объяснения, почему драться с девчонками стыдно. Потому, что если ты вступаешь в бой со слабым, значит, трусишь противостоять равному. А если девчонка сильнее? – спрашивают. Это пока – отвечаю, но если ты считаешь себя мужчиной, то драться с девочкой не станешь уже сейчас. Сила же не только в кулаках, в первую очередь она в самосознании.

30 января

Профессор Нефрит жалуется, что с четвертыми курсами работать очень трудно: на бете идет разговор о самоидентификации, а на альфе – что не надо садиться в машину к чужим дядям. И та, и другая беседа, как я понимаю, явились результатом вопросов учеников по одной и той же теме урока. Вот ведь, какие у детей разные интересы…

13 февраля

Сегодня на улице всего минус пятнадцать градусов, не то что в прошлом году – двадцать пять… Но холодно не по детски, а результат погодных катаклизмов опять потрясает, как и в предыдущую зиму: дети пришли практически все.
Профессор Гутмахер переживает, что дети на младших курсах все время просят показать им что-нибудь грустное или страшное. А еще спрашивали, что душа должна делать после смерти. И сами же предположили – наверное, кушать! Бедные-бедные, негативно настроенные, голодные дети…
На уроке Магии общения второй курс потребовал от профессора Франко немедленно научить их телепортации. Но суровый профессор отказала детям в их невинной просьбе. Мотивируя это тем, что подумать страшно, где они окажутся. Надо было еще для усиления эффекта намекнуть, откуда взялась популярная поговорка «одна нога здесь, другая там». А еще второй курс, оказывается, отлично знает, что такое вежливость, воспитанность и такт. Только вот сначала они уверенно заявили, что раз человек вежлив, значит, он добрый. И только после объяснений профессора осознали, что это совсем не всегда так: злой человек вполне может быть воспитанным, но это его сути, к сожалению, не меняет. Это к вопросу о том, что с незнакомыми людьми надо быть осторожными, даже если они очень вежливы.

20 февраля

Профессор Август-Вильгельм сегодня выгнал с Истории магии Никиту Яншина и пригрозил снять с Фламменора 100 баллов, которые поднакопились за его плохое поведение. На Никиту эта перспектива впечатления не произвела, а вот Вадик Курочкин расстроился за свой факультет. Такая ответственность согрела суровое сердце преподавателя, и он обещал баллы до следующего воскресенья не снимать, а выслушать предложения Вадика, в надежде на конструктивное решение конфликта. Который, кстати, впоследствии был-таки решен: мы договорились с профессором Августом-Вильгельмом, что с Фламменора он сейчас 100 баллов не снимает, но если Яншин еще раз помешает ему вести урок, то тогда снимает сразу 200 без разговоров. Никита на это печально согласился, Вадик обещал проконтролировать, а мне остается только надеяться, что такой риск оправдан.

27 февраля

На четвертом альфа сегодня были Курочкин, Павловский, Яншин и Родзевич. Профессор Симплиций, на уроке которого этот звездный состав не решил ни одной задачи, человек мягкий и интеллигентный – он не заставляет учиться, он предоставляет такую возможность. И из-за этой банды он, кажется, даже расстраиваться не стал, потому что если люди агрессивно хотят быть балбесами, то они, определенно, сами себя наказывают.
А потом урок на четвертом альфа был у меня. Я первым делом отобрала у Саши Павловского тетрадь, над которой они с Яншиным веселились. Под искренние переживания мальчиков я пролистала страницы и увидела на одной из них рисунок. Неприличный. Дети замерли в ужасе. Ну, в принципе, ничего ненормального – с точки зрения темпов сексуального развития интересы соответствуют возрасту. Для профилактики я потребовала объяснить, что изображено на рисунке, но молодые люди ничего внятного ответить не смогли. Видимо, боялись ошибиться и выглядеть недостаточно компетентно, что в одиннадцать лет, конечно же, никак нельзя себе позволить. Ну, в этих вопросах. Ладно, решила я: разберутся со временем, зато теперь понятно, какие-такие вселенской важности вопросы они решали на Практической магии вместо задач.
На первом курсе на Магических существах девочка спрашивала каждые три минуты: а что мы сегодня будем делать? В конце концов профессор Скальд наклонилась к ней и очень внятно сказала: а сегодня мы будем слуууушать.
Какой-то умник приписал к счету Ульвиссена единицу – перед числом, так что получилось почти две тысячи вместо девятисот баллов. Пришлось принять меры: минус 30 баллов факультету, и это очень жаль – они итак на последнем месте. Лучше бы не подставляли себя приписками, а сделали несколько рефератов. Тем более, что исправлять счет на доске совершенно бесполезно – он дублируется в учительской.

13 марта

Сегодня мы принесли в школу плюшевые дубинки – новый инструмент воспитания. Хотели в шутку попугать детей, но они нас легко перешутили: профессор Симплиций взял дубинку на второй курс, но результат был обратный ожидаемому – никто не преисполнился трепета перед плюшевой угрозой. Нет, дети весь урок требовали стучать дубинкой по парте снова и снова. Пока профессор не пожалел о своей суровости.
Сегодня у нас весеннее пополнение, и волшебная шляпа распределяла новеньких. Помогали ей нынче только профессор Эйдан Грин и я, но справились – все-таки опыт… Девочка с третьего курса осталась недовольна тем, что шляпа отправила ее на Ульвиссен, хотя, выражая свои претензии, показала классический характер и логику наших ульвиссеновских умников. Что-то я не припомню случаев, когда волшебная шляпа ошибалась.
Профессор Нефрит на уроке второго курса ходила с указкой, и дети сидели тихо-тихо – боялись. А чего боялись-то, если даже плюшевыми дубинками наши профессора стучат только по партам… За едой второй курс мчался как ураган. Их сегодня много, и их аудитория дальше всех от разложенных на подоконнике булочек. И так же, как малыши, мчался четвертый альфа, которых в два раза меньше и которые изрядно старше, но шума от них было гораздо, просто гораздо больше.
Четвертый бета сообщил профессору Нефрит, что скандинавские боги – это монотеизм и вообще мировая религия. Это сообщение профессор в отчаянии назвала своим «педагогическим крахом». Она у нас очень впечатлительная, но еще и очень серьезная, и чует мое сердце что такой «крах» четвертому бета отпоётся очень существенно.
На уроке Трансфигурации я попросила учеников нарисовать сенобраз привлекательности. Ваня Тилушко нарисовал улыбку, а его сестра Кристина, очень практичная леди – деньги. Так большинство курса поддержало именно ее вариант. Очень специфично четвертый альфа воспринимает реальность. А родители, да и сами дети, потом удивляются: откуда столько странных проблем в общении? От узкопривлекательной системы ценностей.

20 марта

Настроение этого дня получилось очень приподнятое – наверное, весна. Из-за того, что сейчас Великий пост, служба в церкви будет каждое воскресенье. И это замечательно, потому что наши дети относятся к молящимся с уважением, а поэтому не бегают во время перемен и не кричат.
На третьем курсе я объявила, что скоро будет контрольная по четырем пройденным темам, и новенькая Алина Смурова пришла в ужас – она же не сможет отвечать! Неужели ты думаешь, что мы будем спрашивать тебя о том, что ты пропустила – поинтересовалась я. И девочка пожала плечами: ну, в школах обычно так. Ну, а у нас по-другому. Это же волшебная школа! И пройденный материал мы перед контрольной обязательно повторим для новеньких. Да и стареньким не помешает.
Малыши, оказывается, всю неделю страдали над домашним заданием профессора Нефрит – она попросила их нарисовать понятие «вера». А вместе с малышами, и даже больше, мучились их родители. На нашей школьной страничке ВКонтакте даже задали сакраментальный вопрос: что делать??? И я от души ответила: не мешать ребенку думать. По возможности отвечать на вопросы, если таковые возникнут. А еще лучше, желая помочь ребенку, сначала выполнить это задание самостоятельно. Мама Кирилла Томилина ответила, что попробовала, получилось, и стало легче объяснять сыну. Ну, вот и слава Богу.

27 марта

Сегодня перевели время на час вперед, и поэтому был риск, что часть школы опоздает на занятия. Но нет, удивительное дело. Преподаватели экстренно обзвонили друг друга, а дети просто сами пришли вовремя. Волшебство, да и только!
Впервые за учебный год сегодня в школу пришла Даша Белова и тут же потрясла меня на уроке Трансфигурации. Когда я обратила внимание курса на определение, Даша единственная догадалась его записать – неудивительно, что определение трансляции на четвертом альфа помнит она одна, еще с прошлого года. И еще Даша, как оказалось, очень миротворно влияет на мальчиков – четвертый альфа курс спокойно, молча и конструктивно слушал лекцию целых 45 минут. Безмерно жаль, что Даша так редко может посещать наши занятия.
На втором курсе профессор Нефрит спросила детей: как они думают, кто такие славяне и где они живут? Кто это, детям неведомо, а где – они не знают точно, но думают, что в Японии. Ну и хорошо, в принципе, – у нас есть возможность самим объяснить детям этот вопрос. А то вот в прошлом году Даня Родзевич был полностью уверен в существовании какого-то на редкость дремучего пантеона славянских богов. Эту занимательную и высоконаучную информацию им преподали в общеобразовательной школе. Понять бы еще, зачем, если кроме фантазийного пантеона о народах славянской языковой группы не сообщили никаких сведений.
А на четвертом курсе профессор Гутмахер выяснила, что мальчики абсолютно не понимают разницы между понятиями «жена» и «невеста». Придется как-то объяснять, а то, боюсь, их ровесницы тоже не очень в курсе, а во что это потом выливается, взрослые уже знают. Но детям почему-то не говорят.
На первом курсе (это дети семи лет) профессор Симплиций, объясняя новую тему, мимоходом напомнил самому себе: ну, что такое проценты, вы еще не знаете… И вдруг услышал реплику Гриши Гачко: в процентах измеряется вероятность. Ого, говорит профессор, и какова же вероятность существования, скажем, вот этой двери? Процентов 90, отвечает мальчик. Профессор, в миру кандидат философских наук, тихо обалдевает. Ладно, говорит, а какова вероятность твоего существования? 60 процентов – заявляет ученик. Что ж так мало? – беспокоится преподаватель. Это потому, что я философ, — звучит прочувствованный ответ, и профессор Симплиций, видимо, падает в обморок.

10 апреля

На Знаках и символах сегодня была очень интересная тема урока: каждый из учеников составлял для себя герб и выбирал девиз. Профессор Гутмахер была глубоко потрясена поведением четвертого альфа курса – собственные гербы и девизы превратили наших разгильдяев в благородных донов почти на 45 минут. Рекорд!
Зато на Трансфигурации сравнительный анализ ритуалов разных народов мира они слушать не стали, несмотря на то, что годами требовали знаний о «реальном волшебстве». А как дошло до серьезных разговоров – оказалось, что им неинтересно. Из чего я делаю вывод, что рано. Ну и ладно, вместо этого мы обсудили морально-этические проблемы прошлого лагеря, то есть выяснили, наконец: за что же все-таки тогда, почти год назад, их ругали?
Вот четвертый бета, кстати, тему о ритуалах слушал очень внимательно, и Света Ефимова даже конспектировала, почему-то этого стесняясь. А чего стесняться, если остальные так необдуманно надеются на память – она же их постоянно подводит?
На втором курсе во время урока Практической магии умудрились уронить в щели пола шарики от головоломки, и потом долго и мучительно доставали их без применения магии. Дети были этим очень недовольны – им всё кажется, что волшебство предназначено для того, чтобы ленивым жилось попроще. Нет и еще раз нет. Магия – высокое творческое искусство, а если у волшебника дырявые руки, то тут никакие заклятья не помогут.
Сегодня профессор Нефрит, теперь замдекана Ульвиссена, подала целых две замечательных идеи. Первая – в следующем году деканы будут возить свои факультеты на выезды по собственным, факультетским программам. Например, осенью Ульвиссен в полном составе отправится в музей воды. А вторая – в лагере нерадивым ученикам будут предложены обязательные суровые отработки типа «упал-отжался» в магическом варианте. Обе идеи приняты на ура.
У профессора Скальда сегодня было пять уроков: у двух четвертых курсов – Магические существа, а у младших и третьего – Музыка. И на Музыке дети так увлеченно терзали гармошку, что профессор закончила последний, пятый урок на целых три минуты раньше. Просто отпустила учеников, пришла в учительскую и призналась: все, больше не могу. Еще бы! Пять волшебных уроков с нашими юными дарованиями можно сравнить разве что с усмирением дракона. Никакие другие подвиги помельче и вспоминать не стоит.

17 апреля

Какай-то сегодня тяжелый выдался день – как будто в воздухе висят обиды и раздражение, норовя осветить каждую мелочь в негативном свете… Погода, что ли, такая? А у нас народ тонко чувствующий, и потому погодозависимый. Но мы не сдались на милость атмосферных явлений. К концу учебного дня даже четвертый альфа замечательно слушал на Трансфигурации тему о магических жестах. А потом мы перешли к практике и – получилось! Дети очень обрадовались и удивились, хотя чему удивляться-то? Когда внимательно слушаешь и стараешься, все и должно получаться. Нормальное, обыкновенное чудо, можно сказать, быт.

24 апреля

На моем уроке дети рисовали, как они представляют себя в прошлом, настоящем и будущем. Очень диагностичные получились рисунки. Особенно у Кристины Тилушко, которая в детстве изобразила себя как ангела, в настоящем – как человека, а в будущем – как змею. Тенденция, прямо скажем, настораживает.

15 мая

Последний учебный день этого сезона, народ опять расслабился – опоздавших было много, и они даже не особенно делали виноватые глазки. Но все рекорды побил Лева Левизанов, серьезно спросив преподавателя: извините, я опоздал – сейчас первый урок или второй?
Сегодня профессор Скальд проводила уроки Музыки, и всем, кто на эти уроке явился, довелось поиграть на настоящей волынке. Интересно, у многих ли детей, не посещающих нашу школу, есть такой опыт?
На Трансфигурации было дано задание написать, чему в первую очередь дети научили бы своих учеников, если бы были уже взрослыми волшебниками. Ответы меня потрясли: ответственности!!! Нельзя сказать, что наши юные чародеи торопятся применять это требование к себе, но то, что это необходимо, уже понимают. Перспективная тенденция.
У нас появилась идея сделать клип о нашей школе, и сегодня мы фотографировали целый день. Когда-то давно, в такой же день в конце сезона, я подняла на руки крошечную Катю Галустову, нас сняли на фото, и с тех пор это один из моих любимых кадров. А сегодня Катя, которая теперь почти такого же роста, как я, держала на руках первокурсницу Еву, и эти фотографии меня почему-то очень растрогали. Почему бы это?
Из лицея, где мы занимались девять лет, нам теперь придется уйти. Священник, который ведет службы в домовой церкви на третьем этаже здания, нас категорически не одобрил. Потому что мы не считаем, что православие – единственно правильная религия; потому что не учим детей, что силы природы и человека, а еще йога и далай-ламы, видео и медитации, независимое мышление и самостоятельный выбор картины мира – суть проявления одержимости демонами. Да и вообще Джоан Роулинг, оказывается, написала свою книгу не сама, это сделали, сговорившись, масоны и розенкрейцеры. Ну, вот почему-то вдруг адепты ветхозаветного и христианского культов неожиданно нашли общий язык и для неведомых, но явно злых, целей написали удивительно добрую книгу… В общем, из лицея мы уходим, так как его директор объявил, что арендаторы, которых не одобрил батюшка, здесь не останутся. Профессор Нефрит, религиовед по образованию, положение дел откомментировала кратко и ёмко: «Светское государство прощается с вами и желает вам счастливого полета». Печально, но факт. Будем искать новое помещение.

22 мая

В этом году Практика прошла почти без приключений, но только почти. Младший курс традиционно был в Планетарии, второй ходил в Музей игрушки, третий катался на лошадях, но вот четвертый…
Утром накануне оказалось, что Музей религии, вопреки всем неоднократно высказанным обещаниям, нашу экскурсию принять не сможет – после Ночи музеев, которая будет проходить с субботы на воскресенье, у них выходной. И пришлось в срочном порядке придумывать и организовывать новую программу для практических занятий по ЗОТС. Нервов этот процесс у профессора Нефрит и у меня угробил много, но всё, как всегда, оказалось к лучшему. В результате утром в воскресенье к месту встречи наших четверокурсников был подан чудом раздобытый в такие короткие сроки автобус. И он повез наших детей сначала в мечеть, потом в дацан, а потом в Казанский собор. Профессор Нефрит сопровождала эти посещения лекционным материалом и инструкциями о подобающем поведении, так что экскурсия получилась и простой, и интересной. Настолько, что по городу вместо автобуса ездил целый караван – на своих машинах за детьми следовали родители, которым тоже оказалась интересна практика по ЗОТС.

29 мая Турнир

Наконец-то! В Турнире и в году в этот раз победил Фламменор, с большим отрывом — во всех смыслах. Преподаватели остались довольны знаниями и навыками учеников в целом и особенно Фламменора в частности, а уж как рада я, будучи деканом победившего факультета, уже и говорить не приходится.
Получили дипломы, фотографировались с совой, играли гимн школы на волынке – в общем, праздник удался. Девятый сезон школы Остентум закрыт, и мы с радостью и волнением ждем следующего, десятого. Будем считать, что в честь десятилетнего юбилея мы начнем новый сезон на новом месте, которое еще предстоит найти. Но мы твердо знаем, что волшебство в мире есть, а значит, и волшебная школа никуда не денется. До новых встреч!