СТАТЬИ О ШКОЛЕ OSTENTUM

О нашей Школе нечасто пишут в прессе, поскольку журналистов мы почти не пускаем. Мы нечестолюбивы, а кроме того, собираемся для занятий, и тратить время на интервью нам жаль. За годы существования Школы всего несколько корреспондентов прорвались сквозь плотные магические щиты. Отдавая должное профессиональной настойчивости, мы помещаем здесь их статьи.
Новгородская газета, 4 января 2007 г.

ЗАЛ РАЗВОРАЧИВАЮЩИХСЯ КРЫЛЬЕВ

…Ребёнка сажают на стульчик, надевают на голову высокую, остроконечную шляпу, звучат барабаны и… в шляпе неведомым образом оказывается значок факультета (Ульвиссена, Фламменора или Кервуса).
Дети очень долго искали в шляпе потайной карман или двойное дно, пытаясь понять, как же там что-то может оказаться, если шкатулка со всеми значками выставлена на стол — на всеобщее обозрение.
— Но вот недавно, — улыбается профессор Терра, — кто-то из старших всё-таки догадался…
Меня же больше завораживает выбор шляпой.
— Откуда у вашей шляпы такая необыкновенная интуиция? Новейшее изобретение в области шляп и экстрасенсорики?
— Открою вам секрет. Шляпа слушается советов – родителей ребёнка и моих: я занимаюсь приёмом детей в нашу школу и провожу собеседование с родителями по поводу способностей их ребенка.
Значит, никаких чудес?
Однако школа, о которой идёт речь, — это как раз волшебная школа «Остентум» в Санкт-Петербурге.

НЕМИНИСТЕРСКОЕ ТВОРЧЕСТВО

«Я с 8 лет мечтал стать волшебником. Сколько я только книжек не покупал. Мне нравится, что вы открыли школу. Но жаль я туда попасть не могу, потому что я живу в другом городе. А я так хотел…»
Книга о Гарри Поттере стала не столько литературным, сколько социальным и психологическим феноменом. И это, как считает школа «Остентум», не случайность. Сочетание картины мира этого персонажа и его этики является простым и верным ключом к его популярности. Понятия чести, дружбы, благородства, присущие Гарри и его друзьям, особенно важны для детей. Так же как и пространство книги — противопоставленное привычно-технократическому. Она не для тех, кто верит лишь в то, что можно измерить и потрогать руками…
— Те, кто хочет превращать парты в слонов, быстро отсеиваются, — рассказывает руководитель Школы Ольга Косулина (профессор Терра).
— Путь к волшебству в нашем понимании – это длительная тренировка собственного сознания и своих способностей. Можно называть это психологией, а можно магией или эзотерикой – суть от этого не меняется. Предметы Школы направлены также на повышение культурного уровня детей и умение адекватно воспринимать любую ситуацию. Мы стараемся не отрывать детей от жизни, не мистифицировать излишне окружающую реальность. Джоан Роулинг – замечательный писатель, в её книге про Гарри Поттера мы нашли для себя форму, в которую можно вместить все то, что мы давно хотели сказать детям. Мы позаимствовали игровой антураж (мантии, гербы, деканы, соревнования и турниры) и названия предметов, наполнив их своим содержанием. Так как министерством образования магические школы не стандартизованы, это было нашим творчеством.
Итак, «Остентум» существует с 2002 года, занятия проходят по воскресеньям, и принимают туда детей в возрасте от 7 до 14 лет.
Перед началом учебного года будущий ученик получает письмо, написанное изумрудными чернилами, с приглашением в Школу чародейства и волшебства. А по факультетам детей в торжественной обстановке распределяет волшебная шляпа.
Факультетов в школе три.
Ульвиссен (на эмблеме – сова) — факультет стратегий интенсивного обучения, включающего методы скоростного восприятия информации, быстрого и осмысленного чтения, развития эйдетической, образной и процессуальной памяти, анализа смысловых структур. Профилирующий предмет – Практическая магия. Дети, хотя бы год отзанимавшиеся ею, дают пять-семь верных решений на новую задачу, новички – одно-два.
Фламменор (на эмблеме – саламандра) — факультет развития образной сферы мышления, сенсорных и творческих способностей, обучения методам активизации восприятия и интуитивного анализа информации. Профилирующий предмет – Трансфигурация. Одно из упражнений, на развитие образной сферы сознания, использующихся на уроках Трансфигурации – «Муха в кубе». Два или несколько игроков представляют куб 3х3х3 клеточки. В центральной ячейке сидит муха. Каждый говорит свой ход: влево, или вправо, или вверх, или вниз, вперед, назад… и «передаёт» куб другому, тот следующему и т.д. Выбывает тот, кто вывел муху за границу куба.
Кервус (на эмблеме – олень) — факультет Здоровья и Гармонии. Это телесная психотерапия, методы концентрации внимания, снятия стрессовых состояний, культура, философия и психотехника физической и эмоциональной динамики. Профилирующий предмет – Магическая динамика. Практикой по этому предмету, например, для второкурсников является стрельба из настоящего лука на стадионе «Динамо».
(Кстати, некоторое время назад предмет Магическая динамика назывался иначе – Полеты. Но дети замучили: когда же мы будем летать на мётлах? Приходилось объяснять: хорошо, ребята, давайте представим, что вы вышли на улицу, сели на метлу и полетели. Куда вы прилетите? В сумасшедший дом! Правильно, дети!)

БОРОДАТАЯ ЕВА
Заочных школ чародейства и волшебства в Интернете немало, реально же существующих, «очных» всего три – в Австрии, Швейцарии и в Петербурге.
Из Киева, из Москвы, из Ростова в «Остентум» присылали предложения открыть филиалы. Да, выдолбит преподаватель из другого города тот курс, который в записи. Но ведь за преподавателем должно стоять гораздо больше информации… Самое сложное в создании подобных школ – это преподаватели-специалисты.
Преподаватели «Остентума» — уникальные личности, за спиной каждого редкий опыт. Профессор Брюс, к примеру, имеет многолетнюю практику занятий большим теннисом, фехтованием, водными видами спорта (байдарка, технодайв), альпинизмом (восхождения на Эльбрус, Монблан, Юнгфрау, Гриндельвальд). При этом является художником-реставратором, сотрудником ЛКРД Российской Академии Наук и участником археологических и этнографических экспедиций. Профессор Эйдан-Грин — потомственный специалист в области традиционной травологии и целительства. Профессор Август-Вильгельм — антрополог, психолог, инструментовед, преподаватель Философского факультета СПб Государственного Университета…
Мир «Остентума» вырисовывался постепенно.
В самом первом сезоне помимо профилирующих предметов была История магии, Травология и зельеварение, Магические существа и Защита от темных сил.
В следующем сезоне добавился предмет Знаки и символы. Профессор Грейс, преподаватель курса, рассказывает:
— Мы изучаем культуру во множестве её аспектов: символизм в изобразительном искусстве, обрядах, религии, алхимии, герметизме, изучаем геральдику и флаги. Иногда случаются курьезы. Показываю детям св.Франциска и св.Андрея, спрашиваю, кто это. Мне отвечают: Адам и Ева. Не могли бы вы объяснить, спрашиваю у них, кто из них Адам, а кто – Ева, ведь они оба бородатые… Такая вот детская непосредственность. Или другой пример: разбирались со свастикой. Я говорю им, что это знак солнца, а сама думаю, сейчас скажут мне: это не знак солнца, это знак фашистов… Но молчат, я спрашиваю, знают ли они, кто такой Гитлер. Снова молчание. Так что, по сути говоря, на уроках мы занимаемся ликбезом.
Профессор Терра добавляет:
— Даю второму курсу (дети 9-10 лет) упражнение на визуализацию – на умение работать с мысленным экраном – прошу световым лучом одним росчерком нарисовать пятиконечную звезду и невзначай спрашиваю, знает ли кто-нибудь, что означает этот символ. Молчание. Дети 9-10 лет уже не знают, что это совсем недавно был символ Советского Союза. А о том, что это звезда Марса, о том, что это пентакль и популярный масонский символ, не знают и подавно. Так что Знаки и символы просто необходимый предмет.
А вот Защита от темных сил в Школе не прижилась.
— Видимо, мы хорошо вошли в строй книги, — смеются профессоры. – Там больше года ни один преподаватель по Защите от темных сил не продержался. У нас же – не больше семестра. В итоге технику безопасности (например, работы с собственной психикой) мы распределили по остальным предметам, а курс закрыли как таковой. Решили, что он не согласуется с доктриной школы по той причине, что мы не обсуждаем воздействие. Человек не владеет силами природы, а сотрудничает с ними – и то ненасильственно и в крайнем случае. Поэтому ни о каких нападениях в нашей школе не идёт речь. Кстати, один из преподавателей этого предмета, начал свой первый урок с того, что спросил у детей:
— Как вы думаете, отчего стоило бы защищаться?
— От мамы, — ответили ему несколько учеников.
Неплохо бы всем родителям задуматься об этом.
Вскоре в программу школы добавился предмет Заклинания. На младших курсах постановка вопроса проста: если вы хотите работать с заклинаниями, научитесь их хотя бы произносить – с малышами занимаются фонетикой. А на старших курсах профессор уже всерьёз знакомит с риторикой и даёт основы лингвистики. Идёт разбор простых ситуаций, чтобы ученики понимали, что слово или пожелание, в которое вложено стремление и эмоциональный порыв, запросто становится заклинанием. Поэтому со своей речью важно обращаться осознанно. Можно, прощаясь, сказать человеку «счастливо» так, что он весь день будет летать как на крыльях, а можно сказать «пропади пропадом» и немножко перестараться…
С прошлого года в Школе — Магия общения. В какой-то момент преподаватели Школы поняли, что многим детям не достаёт простого воспитания, умения не заглядывать в сумку другого человека, не перебивать. Поэтому срочно ввели малышам-первокурсникам Магию общения в игровой форме.
Кстати, в программу курса входит также освоение английского языка. Нашёлся уникальный преподаватель, который умудряется приходить и говорить только на языке, да так, что все 45 минут дети его понимают. Игровое кредо курса – это вопрос: ну приедете вы в магическую школу Англии и как вы там будете разговаривать? За то количество часов, которое отводится в «Остентуме» языку, дать весь английский нереально, поэтому основная цель курса – снять языковой барьер и показать, что изучение языка может быть удовольствием.
В предмет Травология и зельеварение входит курс Ароматические зелья. Но он небезопасен: когда вся группа в аудитории работает с эфирными маслами, сложно проследить, чтобы никто не коснулся пальцами глаз, поэтому Ароматические зелья — факультатив. Что касается Травологии и зельеварения, очень эффективными занятия получились в лагере школы «Остентум» летом. Это уже были не лекции, а сплошная практика. Дети, счастливые, носились с гербариями и готовили зелья. Одному ребёнку, уезжающему в следующий лагерь, пришлось даже подключать к зельеварению маму. Он сделал какое-то снадобье, поставил на окно и, уезжая, дал ей серьёзную инструкцию по перемешиванию состава.
В Школе какое-то время была Латынь. Дети сами предложили, а потом взвыли, и теперь этот предмет тоже дается факультативно, для желающих. Сейчас Школа вводит в качестве факультатива Музыку. Очень уж профессоров «Остентума» задевал стереотип: якобы одним способности к музыке даны, а другим – медведь на ухо. У Школы иная точка зрения, в результате разработана уникальная программа…
А на факультативе по фехтованию дети учились благородному искусству ведения поединка. На подхвате стояли преподаватели и очень нервничали, так как дети легко входили в раж. «Один тычок – и вылетаете с факультатива». Но преподаватель сменился, и курс нынче ориентирован на айкидо.
…Посидели-посидели родители у детей на занятиях и попросили сделать для них, родителей, старший курс!

НЕОТШЛЕПАННЫЕ И БЛАГОСЛОВЛЁННЫЕ
Уроки, вырванные из контекста, могут показаться странными. Так, мама забрала свою девочку из школы после того, как зайдя за дочерью в класс, увидела на доске полумесяц со звездой и прочитала слова «мечеть» и «джихад». А на занятии просто-напросто, закончив большую тему «Знаки и символы христианства», разбирали понятия мусульманства. Мама ринулась к руководителю школы и очень расстроено заявила:
— Мы приходим, а у вас тут ислам!
Объяснить маме необходимость разносторонних знаний так и не удалось.
Уроки, особенно практические, по своему содержанию достаточно необычны –ребята же на них — как рыбы в воде.
Занятие по Трансфигурации. Старший курс. Тема урока – типологии.
— Давайте рассмотрим противопоставление маги – маглы из книги Дж.Роулинг как типологию. Маги здесь – это те, кто замечает чудесное в жизни, творчески относятся к этому плану реальности. Маглы же – люди, которые относятся к сказке, как к вымыслу. То есть типологическое деление по картине мира. Заметьте, не по этике или интеллекту, и маги, и маглы бывают очень разные: и добрые, и злые, и умные, и не очень.
Домашним заданием для ребят было создание собственных типологий. Вот некоторые из них: Блондинка — не блондинка. «Шерлок Холмс» – «не Шерлок Холмс».
От полярных типологий перешли к более информативным.
— Выберите для себя цвет наиболее комфортный, наименее комфортный и нейтральный. А теперь посмотрите на мысленном экране, какого цвета человек, с которым вы, например, собираетесь вести общие дела. Вам будет легко понять, возможно ли между вами взаимопонимание.
— Можно также создать типологию по нарастанию цветового признака. Скажем, Из десяти человек вам нужно выбрать одного, к кому обратиться за помощью. Цвет отзывчивости для вас, например, – зелёный. Рассмотрите людей на мысленном экране. Кто у нас тут самый зелёненький? Этот не очень, этот совсем не зелёненький, а вот этот как крокодильчик!
Любая типология – это взгляд из особой системы координат. Это не истина в последней инстанции и не ярлык, который вешается человеку, и об этом ребятам, конечно, говорят в первую очередь.
А на уроке второкурсников пространство было заполнено драконами: над дружелюбными китайскими и японскими драконами летали иранские и европейские с сомнительной репутацией…
Чтобы смыслить что-то в магических существах, нужно не только знать, что в волшебном мире есть драконы, саламандры, фениксы, грифоны, василиски, сфинксы, мантикоры и т.д., но и основательно разбираться в них и даже детально рисовать!
— Что означает жемчужина у дракона?
— Кто помнит, к какой стихии относится жёлтый цвет в Китае?
— Все знают, кто такой Будда?
Дети все разные. И если одна девочка взахлёб рассказывает про Сиддхартху Гаутаму, то мальчик позади балуется с ручкой, задумавшись о чём-то своем. Может быть, представляет себя в Зале Рычащего Дракона в японском дворце?
— Учитесь читать рисунки! – обращается к детям профессор Скальд. – Как вы думаете, что означает единорог с чешуей? А дракон со множеством глаз?
— Смотрите, там рука какая-то! – встрепенулся мальчишка (казалось, проспавший все занятие), увидев одно из изображений Георгия Победоносца.
— Так нарисовано божественное благословение Георгию, попирающему змея, — пояснила профессор Скальд.
Следующее, что я увидела через несколько минут, — это урок хулиганского третьего курса, который хорошо бы отшлепать этой божественной рукой.
— Человек, который не держит своего слова, не стоит ни этой школы, ни любого общения!
Урок был интересный, с разворачиванием крыльев за спиной, с угадыванием эмоциональных состояний друг друга, с медитациями на стихии, через которые каждый мог почувствовать, что ему ближе: огонь, вода, воздух или земля. Однако на уроке находились те, кто не держал своего честного слова: не мешать преподавателю. Парочке из них даже пришлось прогуляться по коридору. Этим третий курс напоминал нерадивых учеников из обыкновенных школ.
Но вот звон колокольчика: звонок на перемену.
Косички, чёрные мантии, папки в руках…
«Остентум» на латыни означает «чудесное явление». И разве не чудно, что волшебство, которое, дай бог, лет до семи дети чувствуют в жизни, на самом деле на этом не заканчивается. Загляните в глаза профессорам этой школы, слишком много в них небудничного, таинственного.
Ниточка волшебства может не рваться всю жизнь. А как это сделать: переехать в Петербург, Австрию или Швейцарию, чтобы отдать ребёнка в школу волшебства, или самому услышать в воздухе странные колокольчики и подарить их своему малышу – решайте сами.

Светлана Рябова

А вот какой комментарий появился 26.06.08г. на сайте газеты:
Была охвачена духом волшебства лет с семи, когда первый раз прочитала все того же Гарри Поттера. А потом стала искать волшебство в реальном мире. Благодаря маме попала в эту школу, хотя и не на долго — проучилась там весь первый курс и начало второго. Если честно,сейчас уже не помню причины,по которой пришлось покинуть Остентум. Но зато я прекрасно помню дружественную обстановку; ребят — единомышленников,если можно так сказать; занимательные уроки, после которых все дети всегда оставались под впечатлением — настолько предметы разнообразны и интересны) И хочется просто сказать спасибо создателям этой замечательной школы; учителям, которые помогают детям не только поверить в сказку и волшебство, а так же помочь им, подготовить ко взрослой жизни.
P.S.: до сих пор храню старые тетради с уроков латыни, травологии и защиты от темных сил, а также письма, фотографии и перья, которые так необычно скрипели при письме)
Анна
Журнал АФИША, декабрь 2003 года, No20.
Рубрика «Образование»
Школа чародейства и волшебства <<Остентум>>
<<У них сейчас практическая магия>>, — объясняет профессор Терра, открывая передо мной дверь класса. Дети в черных мантиях более-менее смирно сидят за партами. Они не превращают мышей в лягушек и не насылают друг на друга столбняк — они ищут алгоритм решения головоломки. И кабинет мало напоминает пышные интерьеры Хогвартса. И волшебных палочек нигде не видно — как и метел, впрочем. Потому что школа «Остентум» — не фан-клуб Джоан Роулинг и не собрание ролевиков. Да, факультеты называются вполне по-поттеровски: Ульвиссен, Фламменор, Кервус. Да, преподаватели — психологи, философы, художники — взяли себе звучные нездешние имена типа Гензариус или Эйдан Грин. Однако учат они земным премудростям. Мистики — ни на гран. Ostentum в переводе с латинского значит «чудо». Чудо — хотя бы то, что дети 8-13 лет, с понедельника по пятницу-субботу загруженные обычными уроками, готовы все воскресенья посвящать урокам <<волшебным>>. Учиться жонглировать мешочками с горохом в рамках курса «Магическая динамика» (телесноориентированные практики). Закрыв глаза, представлять работу песочных часов на «Трансфигурации» (развитие образной сферы). Осваивать методы логики и тренировать память на «Практической магии». Или слушать лекции университетского образца (преимущественно по культурологии). «Уход за магическими существами»: как изображали единорога? как отличить корейского дракона от китайского? «История магии»: какие есть версии сотворения мира? что хотели донести до неверных крестоносцы? «Защита от темных сил»: как разрешить кофликтную ситуацию?.. Строго научное содержание прячется за фантазийными названиями. Только «Латынь» — это и есть латынь. Самый, что ни говори, магический язык.
А.Деменкова?
«АиФ-Петербург», № 16’2003

В Петербурге открылась первая в России школа Чародейства и Волшебства. Называется она «Остентум», а изучают юные волшебники здесь такие штуки, которые легендарному Гарри Поттеру и не снились.

Ребята, надо верить в чудеса

Питерская школа создана по образу и подобию Хогвартса, где учится герой нашего времени Гарри Поттер. В книгах о юном волшебнике очень четко изложена структура подобного учебного заведения, так что основателям Остентума не пришлось изобретать велосипед.
— Школьный «уклад» был намеренно позаимствован из книг Джоанн Роулинг, — рассказывает замдиректора Остентума профессор Терра, она же Ольга Косулина. – Мне кажется, она вывела очень удобную форму обучения детей «обыкновенным» чудесам. Нам осталось придумать лишь название нашей школы, ее девиз и название трех факультетов: Ульвиссен, Фламменор, Кервус.
Учеба в Остентуме внешне обставлена чисто по-хогвартски. Перед началом учебного года будущий ученик школы получает письмо, написанное изумрудными чернилами, с приглашением на первый курс. К нему прилагается список вещей, которые необходимы для обучения. Занятия юные волшебникам посещают в черных мантиях. А по факультетам их распределяет «настоящая» волшебная шляпа. Первокурсник надевает ее на голову, а когда снимает, на дне уже лежит значок с названием факультета. Откуда он там берется, непонятно. Сколько ученики не искали двойное дно или потайной карман, найти так и не смогли. Для них шляпа эта действительно волшебная. Есть в Остентуме и соревнование между факультетами. Баллы начисляются за правильные ответы, и снимаются за плохое поведение. Родители не перестают удивляться, как хорошо, оказывается, могут себя вести их чада. Никто из школьников не хочет подвести свой факультет.

Настоящему волшебнику метла не нужна

Создатели питерской школы позаимствовали у Джоанн Роулинг и названия предметов. Впрочем, их содержание заметно отличается от книжных.
— Предметов у нас семь, — рассказывает Ольга Косулина. – Практическая магия, Трансфигурация и Полеты – это тренинговые дисциплины. На них дети играют, двигаются, решают логические задачи… Остальные четыре: История магии, Травология и зельеварение, Защита от темных сил и Уход за магическими существами — больше похожи на обычные лекции. Там ученики в основном слушают и записывают. Домашними заданиями мы их стараемся не перегружать, чтобы не мешать занятиям в обычных школах.
Однако ученики делают волшебные уроки с большой охотой. Да и кто откажется писать реферат, если он посвящен драконам. Это для взрослых дракон всего лишь мифологическое чудище, а для школьников Остентума — вполне реальное волшебное существо. Любой первокурсник без труда отличит, скажем, китайского дракона от корейского. А ведь на уроках школы учат не только этому. Под «волшебными» названиями скрываются мифология, история человечества, культура общения, этика и основы поведения. Кроме того, на каждом факультете есть свой профилирующий предмет. На Ульвиссене, где упор делают на Практическую магию, занимаются развитием у детей логического мышления. Трансфигурация — главный предмет для фламменорцев. Его цель — развитие у школьников образной сферы. И, наконец, профилирующей дисциплиной на факультете Кервус являются Полеты. Курс посвящен изучению возможностей человеческого тела. Ведь если научится использовать их правильно, то можно летать и вовсе без метлы.

Как сделать волшебную палочку

Увы, многим вещам, которые есть в Остентуме, не учат в обычных школах. По этой причине родители не всегда понимают, чем занимаются их дети в школе чародейства и волшебства. Многие просят сделать специальный факультатив для взрослых, чтобы грамотно отвечать на вопросы, которые дети начинают задавать им после занятий. — Когда родители узнали, что на уроках дети будут делать «волшебные» палочки, то больше всего волновало, действительно ли они будут волшебными?! — рассказывает Ольга Косулина. – Конечно, с их помощью нельзя будет превратить чайник в мышку. Зато любой наш выпускник взмахом такой палочки вполне сможет создать в компании хорошее настроение, сосредоточиться на выполнении какой-то задачи, и даже сделать свою жизнь ярче и красочнее. А какими словами это назвать: психология или магия, личное дело каждого.

Волшебникам не нужны наркотики

Детей такие глупости просто не интересуют. Слово психология для них не слишком понятно, а вот что такое магия, особенно после книжек о Гарри Поттере, они прекрасно себе представляют. А потому воспринимают все, что происходит в Остентуме, как настоящие чудеса.
На уроках они учатся слушать голос собственного тела, писать гусиными перьями «проявляющиеся» надписи, и даже «видеть» образы, которые существуют в сознании. Причем, справляются с многими задачами дети гораздо легче, чем взрослые. Совсем недавно на уроке Трансфигурации профессор Терра дала своим ученикам следующее задание. Перед каждым факультетом была поставлена закрытая картонная коробка, внутри которой лежал предмет. Ученикам предлагалось, не трогая коробку руками, отгадать, что спрятано внутри. Уже через пару минут первый факультет определил, что в его ящике находится пакетик сока. Вскоре правильный ответ дали и первокурсники второго факультета, в их коробке был мячик. Самый сложный предмет достался третьему факультету, и его уже отгадывали всем классом. Сначала определили его цвет, потом «почувствовали», что это игрушечная машинка.
— Остентум нельзя считать альтернативой средней школе, — считает Ольга Косулина. — Скорее, речь идет о дополнительном образовании, которого в обычных школах просто не дают. Знания, полученные в нашей школе, пригодятся в жизни не меньше, чем скажем, математика или английский. Мы очень надеемся, что нашим выпускникам гораздо сложнее будет заморочить голову различными сектами и обществами. Кроме того, им не нужен будет допинг для того, чтобы жить ярко и получать удовольствие от жизни. Все необходимое для этого уже есть в сознании человека. Нужно просто научиться использовать свои «внутренние резервы». И наши выпускники будут иметь некоторые навыки в этой сфере.

Кстати

На сегодняшний день в Интернете полно web-ресурсов, так или иначе связанных с именем Гарри Поттера. Есть в сети банальные «игровые» странички, специальные фан-клубы и даже виртуальные школы чародейства и волшебства. Типа, заходи на сайт и учись себе на здоровье, осваивай всякие интерактивные фокусы. Только все это, понятное дело, баловство. А настоящих школ, где учат всяким чудесам, в мире пока всего две. Одна у нас, а другая в Австрии.

Иван Жуков