Учебный год 2011-2012

16 октября 2011

Десятый сезон. Да-аа. Ого. Тут еще можно было бы сказать очень много об удивлении, о восторге, о понимании значимости и важности, о самоотверженности и бескорыстии, об увлеченности и колоссальной отдаче… И о трудностях тоже, отдельной главой. И о надеждах. Но всем нам и так понятно, что значит для нас школа. И для тех, кто учит, и для тех, кто учится или учился. Поэтому зачем слова? В день открытия десятого сезона нам и так было чем заняться.
В новом помещении всем нам очень нравится, оно и рациональное, и просторное, и уютное, и здесь еще множество плюсов. Но все-таки есть и свои сложности. Например, утром надо в каждую из занимаемых нами аудиторий поставить нужное количество парт и стульев. А после занятий убрать обратно. Ничего страшного, конечно – на общепозитивном фоне это мелочи, только в первый день сезона мы торопились и очень боялись что-нибудь перепутать. Но все получилось.
Народу пришло много, и мы переживали, что руководство частной школы, которая нас принимает, упадет в обморок и от своих обязательств попытается отказаться. Ничего подобного – люди оказались крепкие. Если теперь еще наши дети будут вести себя более-менее чинно, будет совсем отлично.
Сегодня, надо сказать, ученики показали себя с самой лучшей стороны, особенно пятый курс. Он у нас сейчас состоит из прошлогодних четвертых (альфы и беты), и новеньких. Всего двадцать один человек. В одной аудитории. Мы готовились просто пережить этот день, а потом привычно разделить курс на две группы. Но если дети – вот ведь, даже как-то хочется сказать «студенты» — будут слушать так же внимательно и серьезно, как сегодня, то делить курс смысла я не вижу. Для упражнений большая группа гораздо удобнее.
Вадик весь день вел себя чрезвычайно солидно и даже можно сказать интеллигентно. У него на физиономии хорошие такие следы ботинок – это он был в спортивном лагере и там повел себя как обычно. Ну и получил как полагается. Даня Родзевич согласился написать доклад о манипуляциях, и вообще сегодня вел себя так же почтенно, как Вадик. Наверное, проникся последствиями выпендрежа, сияющими на лице у друга. А вот Ваню Тилушко ничто не пронимает, увы. Как был с шилом в попе и ветром в голове, так и остался пока. Хорошо хоть, что он у нас не злой ребенок… эээ… юноша. Просто непосредственный очень.
Профессор Эйдан Грин и профессор Скальд последнюю неделю были на гастролях в Эстонии, и вернулись только сегодня утром. Усталость не помешала им принять полноценное участие в распределении и провести занятия, но вот к пятому уроку голос у Скальда сел. Всякий героизм имеет свои пределы, это понятно, и поэтому у нас была готова замена. Пятый курс, как я поняла, под сильным впечатлением практики по Истории магии, устроенной профессором Эдер Нихелем. Он погрузил их последовательно в реальность древнего Египта, Спарты и Средневековья. Да, немногим счастливцам довелось принять участие в этой практике, да еще в таком юном возрасте. Профессор Нихель – доктор исторических наук и профессор университета, человек очень занятой, а вот согласился нам помочь. Жаль, что часто рассчитывать на его уроки не приходится.
Между прочим, Тёма Колобков в Средневековье не захотел быть ни рыцарем, ни принцессой, а захотел быть Папой Римским. И со своей ролью вполне справился.
На третьем курсе новенькие потребовали продемонстрировать им волшебство, показать, что я умею, и вообще предъявить магию. Я, как обычно, отказалась работать напоказ, а Руслан Петров примирительно сказал: «Ну уж мысли-то она читать точно умеет, это я вам говорю!» Не знаю, поверили ему новенькие или нет, но у нас с ними еще будут шансы узнать друг друга поближе.
Новый состав четвертого курса слушал вводный урок Трансфигурации довольно скептично. Но стоило показать простейшее, маленькое, доступное им самим чудо – всё, слушать перестали совсем. Зато прониклись настолько, что пришлось задать это упражнение на дом.
А наши старенькие со второго курса вообще пожаловались, как выяснилось позже, родителям, что им на уроках рассказывали все то же самое, что и в прошлом году. Это
страшно возмутило профессора Альту, и теперь детям грозит нешуточный опрос по пройденным темам.
Воспитатели по поводу обязательной теперь сменной обуви выдали лозунг: «Три раза забудь сменку и получи бахилы в подарок!» Вместо забытой сменки, конечно, бахилы выдают сразу, но после третьего раза, я так поняла, они станут пожизненным приговором.
На одной из перемен старшие девочки промчались мимо меня по коридору, на ходу сообщив, что они бегут в Дикси, это рядом, и сразу назад. Я в первую очередь возмутилась тем, что все они без мантий, и уже потом сообразила, что и без теплой одежды тоже. И вообще, что за безобразие! Как будто их тут не кормят, чтобы раздетыми бегать по магазинам и простужаться! Догнала и вернула, но в довольно жестких выражениях, на что наши-то птички не обиделись, им с их подвигами не привыкать, а вот сидевшие в вестибюле родители новеньких созерцали всё действо несколько озадаченно.
Кстати, сладкие подарочные наборы дети похвалили, а разбирали их сегодня довольно спокойно – с учетом того, что преподаватели встали стеной и начали раздачу с младших курсов.
Еще, наверное, было много интересного, и если я вспомню, то обязательно добавлю это к написанному. Но самое главное и важное – это то, что все мы были рады встретиться вновь, что, какие бы не возникали у нас проблемы, нам очень хорошо и интересно вместе, и это, на самом деле, самый лучший подарок на юбилей школы.

С удовольствием помещаю здесь записки профессора Гутмахер.

Ура-ура, первое… ой, шестнадцатое октября.
Трогательно, конечно, отличимы новенькие по сложенным на партах ручкам и по рефлексу вскочить, завидя в дверях учителя.
Коротко и не о главном.
НОВОЕ В БИОЛОГИИ
Сегодня на Знаках и Символах были сделаны ценные наблюдения о том, что ощущения вкуса мы имеем благодаря зубам. Ну и деснам еще немного.
На четвертом курсе:
«Зрение, вкус, обоняние… (пауза) чувство любви…» — Правильно, это сказала девочка. И не скажу под пытками, какая.
На первом курсе создан вот такой прекрасный список:
• слух
• зрение
• осязание
• вкус
• обOЯние
— Разумеется, без него никак, дети!
Количество чувств на разных курсах колебалась, дойдя до 8-9 на пятом (видимо, дело в том, что курс нынче включал в себя и альфу, и бету).
Но первенство по оригинальности (по мнению пед.состава) держит, несомненно, список третьего курса, включающий в себя такое важное чувство (уж не помню, взамен чего) как интуицию. По единодушному мнению профессоров, при его наличии можно все остальные чувства вычеркивать за ненадобностью.
А вот еще непонятное.
Интересно, как истолкуют наши маги то, что выбор девяноста процентов первого курса пал на осязание (когда надо было себе оставить одно, самое дорогое чувство) Скорее всего, дело не в том, что они произошли от кротов. Гладят их, наверное, или слишком много, или слишком мало.
Ну, была еще одна пикантность, когда юноша с некоего курса на обычный такой педагогический призыв что-то там сделать сказал: «Обойдетесь!» Я, в роли обиженного профессора:
— А вот и нет. Это ты сейчас будешь обходиться за дверью!
— Oй, я не буду обходи-и-ыыыыыться-аааааа, — с подвыванием этак и уже в слезах. (Вот так и чувствуешь себя извергом с розгами в одной руке.)

23 октября

На первом курсе очень серьезный молодой человек радостно заявил Инне, воспитателю, которая зашла в класс открыть окно на время перемены:
— Дайте я угадаю: вы – профессор по Магическим существам!
— Не угадал. У профессора по Магическим существам двуцветная мантия — красная с зеленым.
— А, это тот, который (именно в мужском роде) на волынке в прошлый раз играл!
И мы еще удивлялись, что новенькие обычно всего лишь путают профессора Скальда и профессора Эйдан Грин. Что же дальше-то будет?
После урока на третьем курсе профессор Нефрит поделилась недоумением Сережи Полякова: «А как же раньше дети рождались — ведь медицины еще не было?» Жаль, что контекст этой беседы утрачен для истории.
На перемене милая девочка со второго курса в высокой «ведьминской » шляпе горько рыдала, потому что кто-то у доски со счетом заявил, что Кервус — дрянной факультет. Кто-то на младших курсах завелся очень противный, но того не знает, что у нас такие не задерживаются — их финтов тут никто не ценит. А расстроенной ведьмочке мы постараемся объяснить, что не факультет плохой, а человек, который говорит гадости, чтобы обидеть другого. Вот это действительно позор, а соотношение баллов на доске – это дело наживное.
В гардеробе снятого нами школьного помещения свет загорается, реагируя на движение — фотоэлемент стоит, для экономии. Но дети этого пока не поняли, несмотря на то, что профессора и воспитатели, входя в гардероб, машут руками над головой, чтобы свет зажегся побыстрее. Видимо, дети полагают, что у взрослых тут случается рядовой приступ психоза, и тактично стараются не обращать внимания. А сами дети говорят в гардеробе шепотом, чтобы свет не зажегся.

30 октября

Мы приняли решение открыть дополнительные занятия по Магической динамике, для мальчиков. Идея дотянулась до нас из нынешнего летнего лагеря. Там наши замечательные мальчишки упорно норовили бегать по стенам и потолку, и еще более упорно пытались втянуть в это интересное занятие преподавателей. До тех пор, пока профессор Эдвин не пригласил их в шрафбат, интеллигентно названный нами «Клуб боевой магической динами». После утренних и вечерних тренировок наши буяны валились с ног, но были горды и счастливы. И теперь вроде бы хотят продолжать, так что с ноября начнем и посмотрим, сколько они продержатся.

13 ноября

Первокурсники, увлекшись придумыванием несуществующего животного (задание по Трансфигурации), так вошли во вкус, что решили его назвать. В одно слово не уложились: получилось нечитаемое пятисложное имя и еще фамилия – несколько короче. Про то, как выглядит этот зверь, нам профессор Альта не рассказала. Помешало сострадание к слушателям.
Сегодня после уроков состоялось первое занятие Клуба боевой Магической динамики. Но перед такими нагрузками молодых людей необходимо было покормить, поэтому я оправилась с ними в ближайшее кафе. И там сделала однозначный вывод: это первый и последний поход наших джентльменов в заведение общественного питания. До обретения необходимых навыков и соответствующих манер. А кормить их будем, не выпуская из школы, салатами, как и предлагали наши умные воспитатели.
По пути из кафе я посетовала, что профессор Эдвин нам сейчас задаст за опоздание. И услышала, как Руслан Петров негромко говорит Ване Пешехонову: «Профессор Терра сказала, что Эдвин задаст нам, а значит, и ей. Хотел бы я на это посмотреть…»
Нет, я не упала. У меня большой опыт общения с нашими волшебными детьми, поэтому я хорошо держусь на ногах. Вместо этого я обернулась и строго объявила, что «Бить профессора по попе запрещает красный крест»! И только потом сообразила, что эту беседу лучше всего было совсем не поддерживать.
Наконец-то исполнилась наша давнишняя мечта: мы купили проектор и огромный переносной экран! В результате я испытываю чувство глубокого морального удовлетворения; профессор Симплиций, который сегодня все уроки вел с применением высоких технологий – в восторге; а профессор Гутмахер, у которой в курсе тоже огромное количество иллюстративного материала, блестит глазами как-то ну очень подозрительно. У меня даже закралась светлая мысль, что одним проектором мы не обойдемся.
Наш замечательный философ Гриша Гачко решил все-таки в этом году снова посещать нашу школу, но пожелал перейти сразу на третий курс. Почему нет, мы надеемся, что он справится, и очень ему рады.
На перемене ко мне обратилась Яна Гоновичева: «Профессор Терра, мне надо попросить вас, только обещайте, что не будете сильно орать». У меня почти пропал дар речи, и Яна без помех попросила новый факультетский значок вместо потерянного. Уф, а я-то думала… Не буду утверждать, что никогда не ору на наших милых деток, но для этого нужно что-то поувесистей потери значка. Значительно увесистей, но девочка у нас новенькая, и этого еще не знает.
На втором курсе, на Фламменоре, у нас теперь учится Дима Каганер – совершенно уникальный персонаж. Мало того, что внешне это вылитый Гарри Поттер лет восьми, даже очки почти круглые, так еще и серьезность молодого человека заставляет весь наш коллектив жить не на черновик. А как же иначе, когда Дима строго говорит преподавателю Заклинаний: «Профессор, я хочу вам напомнить, что после звонка вам надлежит пройти в кабинет номер 7». Или мимоходом справляется у профессора Симплиция: «Позвольте мне осведомиться, почему Кервус не обладает таким количеством баллов, как другие факультеты?»
Сегодня на уроке второго курса профессор Гутмахер спросила: «В какой библиотеке может быть темно, но это ничего не изменит?» Хитрый преподаватель имела в виду библиотеку для слепых и надеялась, что ученики до этого додумаются. Но дети ответили простенько: «Ну, где экстрасенсы…» Как бы так подоходчивей объяснить им, что телевизор – это зло, и мозг от него атрофируется?
И на фоне всех этих глобальных проблем и стремлений безмятежно приятно слышать, как в учительской уютно переговариваются воспитатели: «Пятый курс сегодня кормить будем?», или: «Не звени орудием труда, положи уже колокольчик».

20 ноября

Можно с уверенностью сказать, что занятие по Боевой Магической динамике, проведенное профессором Эдвином в прошлое воскресенье, удалось на славу. Все мальчишки стонут до сих пор, а некоторые, по слухам, даже просили маму написать им освобождение от физкультуры в школе. Но сегодня заниматься с Эдвином опять отправились очень воодушевленно.
Две очень маленькие девочки с первого курса настойчиво искали профессора, чтобы сдать ей свои работы. Только у них ничего не получалось — ну никак не найти было преподавателя самостоятельно. Обратились за помощью к воспитателю. И долго пытались внятно ответить на наводящие вопросы. Как зовут профессора? Упс, не знают. Ладно, пойдем от главного: какой предмет ведет профессор? Нет, не знают, увы. Отлично. Внимание, контрольный вопрос: какого цвета у профессора мантия? Ну нет, не помнят, и все тут. Создается впечатление, что в нашей школе преподают призраки. В конце концов обнаружилось, что девочки могут сказать наверняка только одно: у профессора есть хвост. Закаленный в боях воспитатель не испугалась и не смутилась наличием у нас хвостатых педагогов. Дело житейское – таких у нас в избытке. Самый длинный и роскошный хвост у профессора Нефрит, завидным хвостом щеголяет профессор Эдвин, иногда можно заметить хвост у профессора Августа Вильгельма… Но круг подозреваемых заметно сузился, и благодаря этой неуникальной характеристике стало очевидно, что дети ищут профессора Альту. Которая действительно предпочитает именно такую прическу.

27 ноября

Утро началось как обычно. В дверях учительской появился Дима Каганер и изрек:
— Профессор, здравствуйте! — И помпезно помахал ручкой.
Ну вот, теперь можно работать.
Сегодня стартовал наш новый проект – Творческие мастерские. Профессор Гутмахер еще прошлой весной предложила снимать кино в школе, и вот, наконец, идея дошла до стадии практической реализации. Итак, до конца сезона каждый факультет своими силами снимает фильм. Тема этого года – «Подлинность». Жанр фильма факультетам достался в результате жеребьёвки, и получилось, как всегда, волшебно. То есть, тянули в случайном порядке, а вытянули в точном соответствии с характером факультетов: Ульвиссен – детектив, Фламменор – приключения, Кервус – боевик. Участие в проекте добровольное, возраст роли не играет. Кто будет актером, гримером, сценаристом, режиссером или оператором, предложено самостоятельно решить на факультетских собраниях. Но отвечают за выход фильмов, как не трудно догадаться, деканы и их замы.
Ну что ж, Творческие Мастерские открыты, проект всем нравится, так что будем теперь работать и ждать Кинофестиваля школы Остентум. Он состоится в мае, непосредственно после Турнира.
На занятиях сегодня я предложила третьему курсу задать мне любые вопросы в рамках моего предмета. Очень мне был интересен круг их стремлений. Итак.
Руслан Петров спрашивает, как управлять людьми. Неслабо для начала. Интересуюсь, в каких ситуациях он собирается применять такое умение? Чтобы меня не вызывали отвечать к доске, говорит молодой человек. Мда. Внимание, ответ: влиять на людей, Руслан, надежнее всего с помощью правды и искренности. Если ты не можешь отвечать у доски, подойди к учителю и объясни это, назови причину. И предложи регулярно сдавать письменные работы, например. Если будешь искренне говорить правду и не пытаться отлынивать от учебы, вы с преподавателем вместе обязательно найдете выход. А вот если сумеешь каким-нибудь образом заставить учителей просто не спрашивать тебя и забросишь учебу, то никогда достойным специалистом не станешь, ни в чем. Грош цена такой магии.
Так, с этим разобрались, и следующий вопрос. Дима Папов спрашивает, можно ли переселять души из одного тела в другое? Оппа. Я осторожно переспрашиваю: а зачем? А, ну так все просто – мальчика не очень устраивает собственная внешность. Нет, Дима, переселять души из одного тела в другое нельзя, это не в компетенции человека. Но не стоит расстраиваться, потому что наше тело выражает нашу суть. И значит, дело не в красоте волос и глаз, дело в том, чтобы ты был хорошим и светлым человеком, тогда и твоя внешность обязательно будет привлекательной. Независимо от формы глаз, ушей, и всего остального.
И – слушаем следующий вопрос. Андрей Гогов интересуется, как устроен человек. Ну, с точки зрения анатомии. И смотрит на меня такими невинными глазами, что я задаю встречный: Андрей, а зачем ты сюда приходишь? Если тебе не интересно здесь, и ты пытаешься отвлечь всех нас от темы урока, смело можешь оставаться дома. А анатомический атлас человека я тебе, так и быть, пришлю на е-мейл, хоть это и ни разу не курс Трансфигурации. Вот удивительное дело – как куролесить на уроках, и даже пытаться их сорвать, так это мы смелые, а когда нас отпускают с миром на все четыре стороны, так это мы пугаемся. Парадокс. И не только на третьем курсе. А здесь молодой человек смутился и быстро скорректировал вопрос: какой орган в человеческом теле отвечает за магию? Ага, совсем другое дело. И вопрос, конечно, интересный, но к однозначным выводам человечество пока не пришло. Лично я думаю, что за магию в человеке отвечают мозг и сердце. Мозг – в прямом смысле: чем больше человек знает и понимает, тем сильнее его магия. А сердце – в переносном, то есть, если сердце у человека черное, ленивое и эгоистичное, то и магия его будет такой же. И еще – если то, что ты делаешь, ты делаешь не от всего сердца, обязательно получится дрянь. Магия, не магия – никакой разницы.
Не знаю как детям, а мне урок показался очень познавательным.
А на пятом курсе мы рисовали различные состояния человека, и я спросила:
— Вам знакомо чувство энтузиазма?
Даня Родзевич со знанием дела покивал:
— Да-а, бывали приступы!
А Топоркин так неопределенно пальчиками в воздухе пошевелил…
Ох уж это задание – рисовать что-либо, используя только цвет и форму! Замечательно развивает и организует образную сферу сознания, служит прекрасным тестом для выяснения проблематики ребенка, но… вечно с ним какой-нибудь анекдот случится. Профессор Альта сегодня на первом курсе давала это задание, нужно было нарисовать слово только цветом. Когда закончили, она попросила детей подписать работы: имя, фамилия и факультет. И кто-то из девочек робко спросил:
— А можно буквами?

11 декабря

Сегодня был какой-то дикий день. Начался он с того, что профессор Нефрит задержалась, и на несколько минут до ее прихода к детям первого курса отправилась я. Думала, познакомимся, поговорим об уроках Трансфигурации. Но конструктивного диалога не вышло. Дети, увидев меня в своей аудитории, буквально окостенели и тут же позабыли по предмету всё – вплоть до имени профессора. Почему-то мне не хочется верить, что дети вот так пугаются лично меня. Наверное, они боятся директоров. И я даже подозреваю, что неспроста – в обычных школах эту должность часто занимают людоеды. Но у нас-то школа волшебная, мы разбираемся в вопросе и учеников здесь никто не ест!
Зато преподавателей, кажется, сегодня чуть не погрызли. На булки дети кидались так, что взрослые еле успевали отдергивать руки. Пятый курс, например, своей дикостью очень расстроил и возмутил профессора Нефрит. Она такого еще не видала. Но и они тоже – так она на них рявкнула.
А профессор Франка несла по коридору еду для третьего курса, и дети пытались залезть в сумку с булками прямо на ходу. Разумеется, она их шуганула как полагается, отскочили как от лютого зверя, но потом еще долго и очень интеллигентно пилила: что за манеру взяли – на профессоров в коридоре нападать… Сразу видно преподавателя Магии общения.
На четвертом курсе Эка Гиоргобиани спросила меня, как оживить хомячка. Он был такой хороший, а потом умер, но у нее есть его фотография. И я ответила быстрее, чем успела подумать: «некромантия запрещена эдиктом капитула!» Дети обалдело помолчали и попросили повторить по-русски. Собственно, никто и не ожидал, что они узнают цитату из Анжея Сапковского, но беседе о недопустимости оживления мертвых, даже хомячков, это не помешало.
Профессор Эдвин рассказал нам в учительской, что мальчишки с пятого курса насмотрелись Камеди клаб и решили «мстить женщинам». Подробностей не знаю, но желание навести на все телецентры страны чары ненаходимости томит меня сильнее прежнего.

18 декабря

Профессор Гутмахер сегодня на уроке третьего курса показала детям фотографию сводов готического собора и спросила: как они думают – что это? Наверное, профессор надеялась, что внимательные ученики заметят какие-нибудь знаки или символы, и сделают верный вывод. Но нет, дети пошли по пути простейших ассоциаций, видимо, с компьютерными играми, и ответили, что перед ними фото канализации.
На перемене кто-то из учеников попросил меня «передать цветок Травам и Зельям». Я была так потрясена задачей, что все детали просьбы тут же канули для меня в небытие. В частности, я совершенно не помню, кто конкретно ко мне обращался. А жаль, очень жаль, я бы с удовольствием настучала… эээ… Травам и Зельям. Хотя профессору Эйдан Грин явно не до того – она пытается переварить Очень Вежливое напоминание Димы Каганера: «Профессор, не забудьте прийти к нам после звонка!». То есть что, она когда-то забывала?!
В большой реакриации, под уже стоящей там новогодней елкой, во время перемены лежали на полу три крошечные хулиганки и вопили, что они, дескать, подарки. Оно и видно, ошибиться невозможно. Не постесняюсь привести поименный список: Маша Павловская, Ариана Жигалова и Саша Алексеева. Кому эти подарки достанутся когда-нибудь, тот герой.
Второй курс сегодня писал проверочную работу по ЗоТС. Инструкции профессора Нефрит были как всегда просты: «Условия написания работы – вы пишете молча. За каждое слово, даже если вы попросили у соседа ручку, я снимаю 10 баллов, поэтому приготовьтесь заранее». Ну, видимо, дети подготовились хорошо, потому что, пока писали ответы на первый и второй вопросы, действительно молчали. А когда прозвучал третий – что такое монотеизм? – Яна Богатырева встала и громко, на весь класс, провозгласила: вера в единого бога!

25 декабря

На уроке ЗоТС четвертый курс проходит древний Египет, и профессор Нефрит попросила детей придумать и нарисовать бога, отвечающего за порядок. «Подумайте, какая голова была бы у этого бога?» И дети подумали. «Голова мамы!» — говорят.

15 января 2012 г.

Видимо в честь новогодних настроений, а может быть на радостях от встречи после каникул, в 16-ой аудитории сломали преподавательское кресло. Сами пятикурсники, правда, ничего такого не заметили, да и кресло какое-то хлипкое было… Я сильно подозреваю, что и руки, и все остальное приложили к этому предмету мебели не только наши ученики, но против денежной компенсации мы не возражаем – на всякий случай.
Строгость Димы Каганера растет день ото дня. Заходит он сегодня на перемене в учительскую и грозно вопрошает:
— Где профессор Симплиций? – Следует трагическая пауза. — Где его черти носят?!
На третьем курсе писали очередную проверочную работу по ЗоТС. Их по этому предмету много, чуть ли не на каждом уроке, и дети даже ворчат, но зато материал запоминают гораздо лучше, чем по другим дисциплинам. Только вот иногда они такое напишут или скажут, что не знаешь, как и реагировать… Сегодня профессор Нефрит попросила написать имена египетских богов, всех, кого дети смогут вспомнить. И кто-то из учеников спросил: «А фамилии писать?»
Перечитала я свои записи, и сделала неожиданный вывод, что как-то стесняюсь писать хорошее, писать про успехи. Как про что-нибудь проблемное или просто смешное – это пожалуйста, а как действительно ощутимо видны в поведении детей результаты наших усилий, так мне вроде как неловко хвастаться. Но это чрезвычайно глупо и несправедливо, поэтому я решила исправляться.
Итак. Пятый курс наконец-то стал систематически и очень внимательно слушать. Причем, кроме того, что они слушают, запоминают и действительно стараются думать, появился еще занятный бонус. Занятный, потому что неожиданный. Дети стали иначе относиться к преподавателю. С бОльшим уважением, не побоюсь этого слова. Хотя, чему удивляться? Декларативно вбить в них уважение к педагогу было невозможно, а когда они сами попробовали держать нить рассуждений, прикладывать мысленное усилие, делать выводы – тогда и оценили эти навыки в своих профессорах. И прониклись, стараются не мешать, а помочь. Например, сегодня вхожу я на урок Трансфигурации на пятый курс, и вижу, как Даня Родзевич тут же пересаживается от Вадика подальше, за другую парту, и достает конспект. Готовится слушать и записывать. А в середине урока вдруг встает Никита Яншин, и тоже садится за другую парту, по собственной инициативе, чтобы Курочкин не мешал ему слушать, а мне говорить. Вадик тут уже даже удивился и почти расстроился, но истерить как раньше не стал. И, когда я вела урок, и когда его закончила, было мне хорошо и правильно, и очень радостно за детей и за преподавателей.

22 января

Сегодня первый раз за этот триместр были уроки Травологии и Зельеварения, и профессор Эйдан Грин спросила детей: «Что было на прошлом уроке?» «Мандарины!» – радостно ответили дети. И нет, чтобы проходили мандарины – их просто ели в качестве новогодних подарков.

29 января

На улице мороз за двадцать градусов, и почему-то именно в такую погоду как никогда много народа пришло пораньше. Занятия начинаются в одиннадцать, помещение нам открывают в десять тридцать, а до того момента все, кто явился заранее, мерзли на улице. Кошмар.
Может быть, поэтому ни одной перемены отдохнуть не вышло, как-то все сегодня очень усердно учатся.
На четвертом курсе, на уроке Магических существ, профессор Скальд спросила:
— Что за существо сфинкс?
— Он сидит, загадывает и жрет, — ответил Саша Кацуба.
Краткий ответ, но по существу. Только версия какая-то облегченная до неприличия.
Наши Творческие мастерские потихоньку набирают обороты, сегодня проходили собрания факультетов. На Фламменоре ужасаются: в сценарии их главный герой роняет доску в классе, разбивает окно… как снимать будем??? На Ульвиссене можно уже чуть ли не приступать к съемкам, утверждает замдекана – сценарий написан, организация творческого процесса высокая. А на Кервусе мечтательно спрашивают: а можно про любовь? Ну, учитывая, что у вас боевик… Конечно можно, только пишите скорее, сценарий уже должен быть готов!

12 февраля

Сейчас у нас идет рекламная акция – те, кто хочет познакомиться с работой нашей школы, могут провести у нас один учебный день. И если понравится, можно у нас и остаться. Так пришли к нам на третий курс очень дельные ребята, и мы им рады. Но иногда потенциальное пополнение так и остается потенциальным.
На уроке ЗоТС сегодня шла речь о том, что вера в свои силы помогает в осуществлении желаний. И мальчик, пришедший к нам на пробный день, заявил: его заветное желание — взорвать школу. Попытки профессора Нефрит объяснить ребенку что, например, многие люди потеряют работу (смерть мальчик вообще воспринимает как что-то стороннее, нереальное), натолкнулись на уверенное «а мне-то что?»
— Ну представь, что кто-то взорвал работу твоей мамы?..
— Ну и что! У меня папа работает!
— У вас станет меньше денег и тебе перестанут покупать то, что ты хочешь.
— Не, не перестанут! – и счастливая улыбка до ушей.
А пора бы перестать, и давно. Но сказать об этом родителям мальчика у нас шанса не будет, потому что наша школа ему не понравилась. Еще бы! Какие-то тут все неласковые к начинающему террористу и закоренелому наплевателю, с чего бы это?
На Трансфигурации мы сегодня смотрели клип о материальности мыслей. О том, как человек попал в волшебный оазис, где исполнялись все мысли. Он захотел есть и пить – и получил это. А когда испугался и предположил, что его тут могут убить – его убили. Пятый курс посмотрел и сказал: да, страшно. А третий курс: фигня, обычная анимация.

19 февраля

Сегодня сложный день, потому что уехал в командировку профессор Эдвин и заболел профессор Симплиций. И получилось в общей сложности девять уроков замен, что всегда не просто. А еще сегодня пришел Олег Кузнецов и фотографировал, но не только. Еще он задавал вопросы воспитателям. Например, спросил Инну, почему она без мантии, а Лену – почему она сидит на диване. Но обошлось. Хорошо, что Олег ничего такого не спросил у профессоров, а то день сегодня и правда слегка напряженный.
Может быть, поэтому Вадика Курочкина с утра скрючило не по детски. Каждую перемену он, бедненький, как только вставал из-за парты, ходил ну точно как птеродактиль, наверное, от желания выглядеть круто. Жаль, что со стороны себя не видел…
На моем уроке мы с пятым курсом разговаривали о главном и второстепенном, об умении понимать, что по-настоящему важно, в том числе – быть или казаться. Может когда-нибудь Вадик вспомнит эту беседу.

26 февраля

Творческие мастерские сегодня прошли очень конструктивно – по крайней мере, мне так показалось. Ульвиссен уже пишет режиссерский вариант сценария, Кервус обсуждает, какие конкретно драки будут сняты в сюжете, а Фламменор… выбирает нового режиссера вместо неоправдавшего доверие бездельника. Всё как всегда.
На уроке Магических существ у первого курса профессор Скальд рассказывала детям легенду о завоевании Ирландии людьми, про то, как шла война людей с эльфами, и как эльфы оживали каждую ночь. А новенькая девочка с радостью и восторгом сказала, что об этой битве нам рассказывали в детском саду. Какой продвинутый детсад, подумала профессор, и попросила рассказать, что же было дальше. Но девочка не помнила. Зато вспомнила как называлась эта битва: вторая мировая война. Упс. А один из мальчиков авторитетно добавил: да-да, Гитлер очень обиделся, что не смог стать художником.

10 марта

Влетает сегодня во время урока в учительскую Никита Яншин и в восторге вопит:
— Профессор Симплиций разлил ведро воды!
— Где разлил? – спрашиваем.
— В нашем кабинете!
— И что?
— Так что делать-то?
— Ну, скажи ему, чтобы не наступал в лужу, – посоветовали добрые педагоги.
Нет, правда, восторги восторгами, а преподаватели и воспитатели у нас закаленные в боях, и понимают, что убирать воду все равно придется на перемене. Тем более, что единственное «ведро», которое есть в этой аудитории – это небольшой контейнер, полный обычно лишь наполовину. Используется за тем, чтобы смачивать тряпку для доски. Ну, и для развития конструктивного мышления, как теперь очевидно.

18 марта

Фламмернор сегодня снимал первую сцену своего фильма. Его действие происходит в школе, поэтому 17-ая аудитория была какое-то время превращена в съемочную площадку. Мне кажется, детям это занятие – снимать кино – очень понравилось. А я так точно поняла, что всегда мечтала крикнуть «мотор».
На третьем курсе Руслан Петров объяснил, что не делает упражнение потому, что ему, видите ли, не интересно. И налетел на подробное объяснение того, что тренировки редко бывают интересными, но кто-то занимается, и получает результат, а некоторые изгаляются, и получают вместо результатов несбывшиеся мечты об интересном. Вот так.
А с пятым курсом мы сегодня лепили свечи. Настоящие цветные волшебные свечи. Предназначенные для того, чтобы понять, от каких своих недостатков ты на самом деле хочешь избавиться. И чтобы сжечь их, конечно.

25 марта

На третьем курсе дети в ходе урока Знаков и символов отвечали на вопрос «что самое страшное?» По словам профессора Гутмахер, лидирующее место в детских страхах занимает… профессор Нефрит. В остальном же дети не боятся практически ничего – так, по мелочи: не суметь отследить обе реальности во время сна, например.
На Истории магии профессор Август Вильгельм опять выгнал Вадика. Сам Вадик объяснил, что его выгнали за то же, что и обычно. То есть, он опять не заметил за что. Ну, он не замечает, он такой рассеянный… А вот профессор заметил: Вадик посидел-посидел на уроке, а потом развернулся и запустил свой мобильный телефон в стеллаж у стенки. Ну, если это «как обычно», то остается только удивляться, какая крепкая у Вадика мобила. И какие крепкие нервы у профессора Августа Вильгельма.
Дима Каганер опять настоятельно требовал, чтобы профессор Гутмахер посетила второй курс на уроке. Она, конечно, итак собиралась туда наведаться, но, видимо, Диме спокойнее, когда все под его контролем.
Воспитатель сегодня на втором уроке пошла послушать Трансфигурацию для взрослого курса, но предмет это суровый, со звонком вырваться трудно. Поэтому к началу перемены дети завтрак не получили, и в коридоре начался голодный бунт.
Из конспекта Вани Пешехонова по ЗоТС: «Историки считают, что иудаизм возник в 7 веке до н.э. Тора и Талмуд – священные книги иудаизма. Две основные идеи иудаизма – избранность европейского народа и идея о Спасителе.» Очень всем нам интересно: а где это среди евреев, особенно в 7 веке до н.э., европейский народ, и на что его там избрали?

8 апреля

Утром счет на доске писала профессор Скальд – красивые такие цифры, старалась, бумажку с новым счетом держала в руке. А чья-то мама, проходя мимо, осторожно сказала: профессор, а ведь это те же самые цифры, что и раньше… Ну, в бумажку Скальд не заглянула, что ж поделать, слишком увлеклась процессом написания цифр. Пришлось продлить удовольствие, переписывая.
Ульвиссен и Кервус, оказывается, еще и не начали снимать свои фильмы. В помощь профессору Эдвину решено назначить зам.декана – профессора Гутмахер.
Она, правда, на это предложение смущенно и грустно возразила:
— Но я совсем не умею стоять на голове…
— Ничего, вот в воскресенье и научишься, — ободрила ее я.
Судя по стоическому, но вдохновенному виду профессора сегодня, обучение идет полным ходом.
Выхожу после урока из аудитории пятого курса и вижу, что на полу лежит на животе младшекурсница в мантии, и увлеченно срисовывает с настенного плаката дракона. Кто его так низко повесил, не понятно, но девочку это не смутило.
На первом курсе Маша Павловская сегодня целый день спрашивала преподавателей, как скоро закончится урок. В конце концов на последнем уроке Скальд предложила ей сходить в учительскую и ударить кулаком по столу с требовательным криком: да когда же звонок?! Но Маша почему-то не пошла…

15 апреля

Сумасшедший дом – это все, что можно сказать о нашей школе сегодня. Полным ходом идут съемочные дни у Ульвиссена и Фламменора, Кервус готовится приступить и что-то очень озабоченно обсуждает. После уроков идешь по коридору и с одной стороны слышишь: «Мотор!», а с другой: «Так, откуда эта тень, переставьте свет!», и «Снято!», и «Выйди из кадра!», и «Хорошо, еще разочек!» Ну, и так далее…

22 апреля

Сегодня на Знаках и символах Ваня Пешехонов очень верно подметил, что «не каждый черный хочет быть черным, некоторые черные хотят, чтобы просвечивало белое».
А на Практической магии новенький мальчик, увидев головоломки, сказал:
— Теперь это мой любимый предмет!
— Это не надолго, – со знанием дела прокомментировал Ваня.
А что, правда. Практическая магия – предмет сложный, там надо серьезно напрягать мозг, а это не все любят…
Звонок на второй урок, Дима Каганер с большим нажимом говорит воспитателю: «Скорее! Скажите профессору Гутмахер идти на второй курс!» Нет, ну это просто какой-то тотальный контроль – мы все под колпаком у Каганера.

6 мая

А сегодня утром счет на доске писала я, и, как по нотам, повторила подвиг Скальда. Хорошо, что мимо проходила профессор Нефрит и деликатно спросила: «Профессор, а вот тут внизу листочка, который вы держите, циферки – это, наверное, новый счет?» Все-таки волшебная у нас школа: только приладишься сделать глупость, как мимо обязательно кто-то пройдет и тебя остановит. Или, по крайней мере, попытается. Я вот послушалась, чего и всем остальным желаю.
У младших курсов сегодня по расписанию уроки Музыки, и профессор Скальд принесла для них кантеле. На уроках, ясное дело, полный ажиотаж – всем хочется поиграть на легендарном инструменте Вяйнемейнена. Но и преподаватели не отстали: как только кантеле оказывается в учительской, кто-нибудь обязательно садится играть.
А старшие сегодня на уроке Знаков и символов увлеченно обсуждали фразу из фильма тридцатых годов: «Гуманизм – умение как любить, так и ненавидеть». За этот диспут на пятом курсе профессор Гутмахер поставила Фламменору минус ноль, а Кервусу плюс ноль. Жаль, конечно, что авторы этой киноленты употребляют слова только потому, что они красивые и длинные, но нас обеспокоило другое. Дети ничего странного в этой фразе не нашли. Хорошо, что у нас есть профессор Гутмахер, которая взялась разъяснить значение слова «гуманизм», но это нашим детям, а остальные? Боюсь, что в этом поколении нужно будет вводить понятие «квазиинтеллигент».

13 мая, Практика

Судя по тому, что мне никто в этот день не звонил, Практика прошла хорошо. Первый и второй курсы были в Планетарии, третий курс ездил кататься на лошадях, четвертый посетил Океанариум, а пятый профессор Нефрит водила в синагогу, а также в протестантский и лютеранский храмы.
Никто из профессоров, сопровождавших в этом году детей, ничего особо примечательного мне не сообщил. Разве что профессор Умберта рассказала, что четверокурсники увлеченно ползали в Океанариуме по полу, но это там в рамках приличий, туда специально для детей проецируют, как я поняла, картины морского дна.
И еще профессор Франка поделилась, что по дороге из конюшни Алиса Полякова и Марина Пфеннингс задали Руслану Петрову какую-то загадку-страшилку. Тот, перебрав пару вариантов ответов, авторитетно заявил: «Мне не хватает деталей и нет полных данных для анализа». «Ты что, детектив?» — спросили девчонки. «Да. Я Шерлок Холмс. Нет! Профессор, как зовут брата Шерлока Холмса?» «Майкрофт», — авторитетно ответила профессор. «Вот, я Майкрофт Холмс! Я слишком ленив для Шерлока!»
Мда, Руслан Холмс. Даже нет, не так! Майкрофт Петров, о!
Не даром профессор Альта утверждает, что Руслан у нас продвинутый пользователь.

20 мая, Турнир

Турнир тоже прошел как обычно – ррраз, и всё! Сколько бы профессора из года в год не старались дать ученикам задания посложнее, дух соревнования заставляет детей вспомнить даже то, чего они не знали, и Турнир заканчивается в два счета. На этом году победил по сумме баллов Ульвиссен, хотя Кубок достался Фламменору.
А потом, после Турнира, был наш первый в истории школы Кинофестиваль. 17-ю аудиторию, как могли, переоборудовали под кинозал, долго возились с настройкой кинопроектора, и вот, наконец, пошел фильм Кервуса… Только курсор, к сожалению, остался посреди экрана, и профессор Симплиций подошел и его поправил. И упс – изображение исчезло! Ноутбук профессора Гутмахер, с которого шел этот фильм, видимо, решил припомнить хозяйке авральный монтаж. Аудитория разочарованно взвыла, и пока шла война с техникой, профессор Симплиций, совесть которого отныне станет легендой нашей школы, по собственной инициативе занял зал. Он читал стихи – предложил детям на выбор Бодлера или Маяковского. Я санкционировала только Маяковского, и на всю немаленькую аудиторию зазвучало начало поэмы «Облако в штанах». Дети были в восторге. Правда, я подозреваю, что малышня не очень поняла о чем стихи, но зато они явно оценили, что читает профессор Симплиций прекрасно.
В общем, увертюра к конкурсной программе фестиваля удалась, с ноутбуком все-таки договорились, и все три фильма были показаны заинтересованной публике.
Потом состоялось зрительское голосование, и, пока жюри принимало решение, публика удалилась пить чай с пирожными. Ну, и получать заодно дипломы об окончании курса этого года.
Награды – статуэтки Золотого Мерлина, чем мы хуже Американской Киноакадемии? – распределились практически поровну, по два на факультет:
Ульвиссен, фильм «Кольцо, которое приносило счастье», победил в двух номинациях – за лучшую режиссерскую работу и за лучшую актерскую работу.
Фламменор, фильм «Зеркала», также получил награду за лучшую актерскую работу, и вторую – за лучший сценарий.
Кервус, фильм «Выбор труден…» был награжден за лучшую операторскую работу и за лучший монтаж.
И, наконец, последний, седьмой Золотой Мерлин был вручен Фламменору за фильм «Зеркала» в качестве приза зрительских симпатий.
Внеконкурсная программа была короткой и, кажется, понравилась всем – Фламменор не мог не сделать клип о том, как проходили съемочные дни факультета.
В этот день нам было интересно и весело, несмотря на то, что наша сова в этом году на Турнир не прилетела. Побоялась, наверное.
Чтож, десятый сезон школы Остентум закончен, дипломы вручены, награды получены, и теперь мы собираемся в летний лагерь. Но это уже совсем другая история.